Напомним, с ноября 2022 года каждый улетающий с Камчатки имеет право увезти в багаже или ручной клади не более 10 килограммов икры непромышленного производства без маркировки, чеков и накладных. "Обычному человеку этого - более чем достаточно. Хочешь везти больше - предоставь на икру чеки. Хоть тонну тогда вези!" - уточнил глава Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимир Галицын.
Эта мера помогла перекрыть один из основных каналов поставок нелегальной икры. По данным территориального Управления Россельхознадзора, если в 2022 году через аэропорт Петропавловска-Камчатского было вывезено более 556 тонн икры непромышленного изготовления, то в 2023-м - 185, а за первое полугодие 2024-го - около 77 тонн.
Теперь, если законопроект будет принят, такой порядок станет действовать в воздушных гаванях Анадыря и Хабаровска. Регионы добиваются этого давно.
В 2023 году руководство Чукотского округа разработало и направило в Госдуму законопроект о присоединении к эксперименту. По словам председателя окружного комитета по рыболовству Алены Пиняевой, с Чукотки ежегодно вывозят до 10 тонн лососевой икры. Но к тому моменту ограничительные меры на Камчатке действовали только полгода, и их результативность еще не была оценена. Поэтому тогда депутаты отклонили инициативу Чукотского автономного округа.
"Новый законопроект получил добро на рассмотрение и реализацию, - подчеркнул президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей Рябченко. - Я считаю, что это хорошее дело: по крайней мере, пути сбыта браконьерской икры авиатранспортом будут перекрыты, чего мы и добивались".
Кроме того, внесенный в Госдуму документ предлагает продлить эксперимент по регулированию объемов авиадоставки лососевой икры в Камчатском крае еще на два года - до августа 2027-го.