Пять дней гастролей - пять спектаклей: одна жизнерадостная авантюрная комедия за другой. "Моя жена - лгунья" (в стиле модерн), "Семейный портрет с посторонним" (из жизни русской глубинки), "Барышня-крестьянка" (музыкальный Пушкин, легкий, воздушный), для детей О'Генри с "вождем краснокожих" в "Похищении Джонни".
Необычен в этих гастролях даже не факт, что курские артисты прошлый раз в Архангельск приезжали 45 лет назад. Гастролями на сцене дружественного Театра имени Ломоносова Театр имени Пушкина смог наконец открыть сезон. Дорвались до большой сцены - и отсюда столько шума. Было из чего.
Директор северной Архдрамы Сергей Самодов подготовил для гостей особую программу - их возили по музеям и кормили блюдами поморской кухни. Но не только: в эти дни в театре зрители-архангелогородцы помогали собирать гумпомощь беженцам-курянам из районов приграничья, где ведутся боевые действия против вторгшихся в Россию оккупантов.
Понятно: Пушкинский драмтеатр из Курска сегодня на особом положении. Думали открыть сезон в сентябре, но повороты жизни изменили планы. Пока спектакли отложили до ноября - там видно будет.
Курский театр - среди старейших: нынешний непростой сезон по счету уже 232-й. Что нужно знать: великий Михаил Щепкин дебютировал и 11 лет прослужил именно здесь, на курских подмостках. Руководит театром 85-летний народный артист и обладатель "Золотой маски" Юрий Бурэ: главной задачей коллектива он считает сохранение лучших традиций российской театральной школы.
Перед гастролями, приехав в Курск, я заглянул сюда. В театре все шуршало, суетилось, сверху доносился топот. Ольга Люстик, помощник худрука последние 15 лет, ведет меня по коридорам, объясняя: не хватает рук и ног. Тут репетиции, а там фасовка. Пока одни артисты учат роли, другие трудятся на пунктах выдачи, принимают фуры, расфасовывают и развозят на своих машинах. Что делать - так сейчас весь Курск. Артисты выезжают в пункты временного размещения беженцев - видели, сколько их? Едут туда со спектаклями и мастер-классами для детей. Так уже последние полтора месяца. Служат искусству, волонтерят по ночам.
Ольга рассказывает: самому театру помогают тоже - коллеги изо всех концов страны. Присылают деньги - из Орла, Донецка, Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Питера, Москвы, Ульяновска, Волгограда, Сахалина, список бесконечный. Кто-то прислал гуманитарку, кто-то - деньги, кто-то предложил приехать на гастроли. СТД устроил всех театральных детей в Подмосковье, когда все началось.
Топочут сверху - это репетируют на малой сцене "Руслана и Людмилу". Малая сцена хотя бы открыта - до 50 зрителей можно. "Русланом и Людмилой" театр завершит цикл пушкинских сказок. Первой была "Рыбак и рыбка", летом выпустили "Мертвую царевну". Третью сказку надеются представить в ноябре.
Малая сцена - как отдушина. В труппе 46 артистов, всем нужно работать. Большая сцена на 812 мест закрыта из соображений безопасности. А ведь зал был полон каждый день - посещаемость, как говорят в театре, 92 процента. За прошлый год нас в театре побывало 202 тысячи зрителей. Зарабатывали сами в среднем за год 55 миллионов. А сейчас, конечно, стало трудновато.
Изобретают разные проекты. Молодой директор Сергей Конев водит экскурсии по театру. В июне московский Бахрушинский музей сделал подарок: здесь открыли свой Театральный музей.
Первый в России памятный знак - бюст Михаилу Щепкину, который теперь здесь, в музее, был когда-то, между прочим, установлен в Судже, той, где сейчас засели оккупанты.
Совсем недавно в музее Курского театра открыли экспозицию к 100-летию Владимира Бортко-старшего, отца известного кинорежиссера. Здесь фотографии, программки и афиши. На открытии директор Конев напомнил: Бортко возглавил Курский драмтеатр в 1976 году, проработал 6 сезонов, поставил 18 спектаклей. В Курске он родился, учился, отсюда ушел на фронт в Великую Отечественную. Был ранен, остался без ноги. Вернулся в Курск уже режиссером, ставившим спектакли в столичных театрах, несколько лет возглавлявшим Одесский театр, в звании уже заслуженного деятеля искусств Украины... Говорят, что у него было три правила по Станиславскому: чтоб было слышно, видно и понятно. И его спектакли отвечали этим правилам в точности.
Актриса Людмила Мордовская в музее вспомнила тепло, как Бортко-старший взял ее, выпускницу Иркутского театрального училища, в театр, как дал ей роль в спектакле "Прости меня" - о любви, о прошедшей войне - и эта постановка стала прощальным словом мастера...
"Театр движется вперед, - сказал директор Сергей Конев, - опираясь на свою богатую историю. И это новое культурное пространство поможет в поисках новых форм работы с нашими зрителями".
В планы театра обстоятельства внесли, конечно, неопределенности. И все-таки театр живет, сезон давно расписан.
В сентябре должны были открыться "Красавцем-мужчиной" по Александру Островскому - спектакль поставил Вячеслав Сорокин.
К декабрю готовится "Ненормальная" по пьесе Надежды Птушкиной, к новогодним праздникам - "По щучьему велению".
Из московского театра "Сфера" ждут режиссера Сергея Виноградова: он поставит "Вечно живых" Виктора Розова. К марту режиссер Вадим Павленко готовит премьеру по пьесе курского драматурга Александра Демченко "Как я остался человеком" - это реальная бойца СВО, записанная с его слов.
Потом Юрий Маковский выпустит "Касатку" Алексея Толстого, а хореограф Анна Фекета - мюзикл по Грину "Алые паруса".
"Ничего, - обещает Ольга Люстик, - тяжело, но мы прорвемся. В Белгороде тоже театр не мог работать толком год, жили на колесах, гастролировали. А сейчас - открылись. Так что..."