Региональные операторы смогут обновить тарифы на вывоз мусора. Как это скажется на кошельке россиян?

Региональные операторы смогут сэкономить на вывозе мусора

Региональные операторы смогут включать эксплуатацию перегрузочных и сортировочных станций в тариф за вывоз мусора. Вице-премьер Дмитрий Патрушев отмечает, что это снизит финансовую нагрузку на них. По мнению экспертов, это приведет к незначительному росту тарифа на вывоз мусора для горожан.

Для снижения тарифа нужно больше вовлекать вторичное сырье в экономику.
Для снижения тарифа нужно больше вовлекать вторичное сырье в экономику. / Reuters

Существующей платы за вывоз мусора регоператорам не хватает, сообщал ранее Российский экологический оператор (РЭО), который отвечает за обращение с бытовыми отходами в стране. Это связано с ростом зарплат, расходами на горюче-смазочные материалы, увеличением стоимости мусоровозов. При этом в компании отметили, что в структуре трат регоператоров 31% - это расходы на фонд оплаты труда (зарплаты), обновление и ремонт спецтехники и иные расходы, а 69% - это транспортировка отходов. В последнее время эти расходы выросли на 37%, говорят в РЭО. Представители бизнеса тогда выступили за увеличение тарифа, так как сейчас, по их словам, региональные операторы вынуждены брать кредиты на операционную деятельность.

Для решения этой проблемы с 1 октября утверждены изменения в постановление правительства, которые позволяют включать в тариф расходы на эксплуатацию перегрузочных станций. Делать это могут только те компании, которые подтвердили возможность сортировать сейчас или в будущем 100% поступаемых отходов.

"Это должно позволить существенно снизить расходы регоператоров на транспортирование твердых коммунальных отходов. Рассчитываем, что изменения положительно скажутся на финансовом состоянии региональных операторов", - заявил Дмитрий Патрушев на совещании по вопросам реализации реформы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Расходы региональных операторов на транспортировку отходов выросли на 37%, в том числе из-за дефицита водителей мусоровозов

В этом году у регоператоров расходы выросли из-за дефицита водителей мусоровозов и резкого увеличения стоимости техники (в связи с проведением СВО), сильно выросла ключевая ставка и инфляция, поясняет член Общественного совета при минстрое, заместитель гендиректора по правовым вопросам и аналитическому сопровождению работы с федеральной схемой РЭО Алексей Макрушин. Эти дополнительные расходы в любом случае должны быть учтены при установлении тарифов, но по действующим правилам это должно произойти в 2026 году, а новое постановление позволяет ограниченному количеству компаний учесть расходы раньше - в 2025 году.

Вторая новелла - возможность учесть при установлении тарифов расходы на мусороперегрузочные станции. "На перегрузочной станции отходы перегружаются из мусоровоза в машину большей вместимости, и за счет этого расходы на их транспортирование существенно сокращаются", - говорит Макрушин.

Но при этом возникает необходимость учитывать в тарифах расходы на эксплуатацию перегрузочных станций, что ранее было невозможно. Этот недостаток устранен, что позволит строить такие объекты и в целом приведет к снижению расходов за счет перегрузки отходов, добавил он.

Член Общественной палаты РФ Владимир Лифантьев отмечает, что большинство региональных операторов уже сейчас используют перегрузочные или сортировочные станции. В Омске две перегрузочные станции прямо в городе, дальше отходы везут на полигон. Распространение такой практики, по мнению эксперта, будет актуально, например, для Дагестана, где много горных деревень и мусоровозы едут оттуда сотни километров до ближайшего полигона. С другой стороны, появление новых временных площадок накопления мусора не обрадует жителей ближайших населенных пунктов, добавил он. "Не думаю, что это сильно отразится на тарифе", - отмечает Лифантьев.

В любом случае, по словам Макрушина, рост тарифов на коммунальные услуги будет ограничен предельным индексом и постановление никак не повлияет на его величину. То есть потребитель никак не пострадает.

Рост тарифа с такими нововведениями неизбежен, считает руководитель лаборатории по исследованию экономики замкнутого цикла ИГСУ РАНХиГС Содном Будатаров. Вряд ли он будет резким - скорее всего, расходы регоператоров распределят на 3-5 лет, говорит он, а в ряде регионов для смягчения используют механизм "компенсации выпадающих доходов". "К сожалению, создается убыточная для общества и государства полигонная модель, где рост тарифа закономерен, - отмечает эксперт. - Есть шанс пойти по другому пути - развивать рециклинговую модель, где плата за вывоз ТКО будет не расти, а снижаться".