Выбор шекспировского сюжета для труппы, имеющей всего пять десятков танцовщиков, по московским представлениям - заявка невероятной амбициозности. Тем более что этот балет есть в репертуаре всех ведущих балетных компаний города: в Большом недавно возобновили грандиозный оригинал Леонида Лавровского, в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко числится неординарная версия Константина Богомолова и Максима Севагина, в "Кремлевском балете" - вариант Юрия Григоровича. Тем не менее Театр имени Сац решился на собственную постановку. Причем выпускать ее пришлось в "Геликон-опере" - своя сцена театра на ремонте.
Для постановщика Кирилла Симонова это не первое обращение к партитуре Прокофьева, на заре своей карьеры он делал постановку в Японии, а его "Ромео и Джульетта" в Музыкальном театре Карелии была номинирована на "Золотую маску". Тот спектакль, далеко не безупречный, запомнился стремлением придумать собственную, ни на что не похожую историю. В ней не было не только Возрождения, сметающего Средневековье, итальянских красот и английского юмора, но вообще вражды кланов, конфликта отцов и детей, боев на шпагах, тайного венчания, яда. Но были ярко прочерченные характеры, благодаря чему персональную "Золотую маску" получил исполнитель роли Меркуцио Владимир Варнава, прямо из той постановки выпрыгнувший в большой балетный мир.
В нынешней версии Симонов остался автором либретто. В нем по-прежнему нет столкновения двух противоборствующих миров и гибнущей из-за этого пары. Нынешние Ромео и Джульетта родились в условно-современном мире, где нет кринолинов и шпаг, но есть общая озлобленность, готовность в случайной драке размозжить сопернику голову об стену и насильно выдать замуж родную дочь. Эти люди живут в царстве визуальной гармонии - их город обозначен безупречной аркадой акведука, намекающей также на ворота веронской Пьяцца Бра (сценограф - Альона Пикалова), их вечеринки выглядят изящным показом моды ХХ века (художник по костюмам - Татьяна Ногинова). Но эти признаки культуры не взращивают в них человечность и потребность в сочувствии ближнему. Беззаботные тусовки в мгновение ока оборачиваются стычками.
Симонов в этом спектакле берет на себя не только роль либреттиста и хореографа, но и режиссера. Вместе с дирижером Артемом Макаровым они задают динамичной партитуре Прокофьева ритм современного мегаполиса, мизансцены в котором скользят, как в калейдоскопе. В распоряжении хореографа всего три десятка танцовщиков - труппа Театра Сац по российским меркам небольшая, частью массовых ансамблей время от времени становятся даже главные герои.
Любовь Ромео и Джульетты в этом спектакле не стиснута одними сутками - их знакомство произошло еще где-то за кулисами. Там же начали интрижку между собой закадычный приятель Меркуцио (обаятельный, легкий и прыгучий Валерий Кравцов становится одним из энергетических центров балета) и Кормилица Джульетты (Екатерина Разговорова). В центр истории выходит и Синьора Капулетти (Варвара Серова), утонченная светская дама, имеющая отнюдь не платонические отношения с Тибальдом (Максим Павлов), брутальным и безмозглым.
Мать Джульетты одержима непонятной ненавистью к Ромео, простому и ничем не примечательному парню, которого выбрала ее дочь. Драматургия Симонова буксует не только здесь, особенно сложно осознать, почему цветок лилии, сначала вызывающий лишь летаргию у Джульетты, убивает Ромео. Да и убивает ли? И является ли смертью финальное соединение Ромео и Джульетты? Вопросы повисают без ответов в этом балете не однажды.
На них Симонов отвечает танцем. Его спектакль впечатляет не разнообразием или изобретательностью хореографии. Но он умеет завести динамику спектакля, полагаясь, вероятно, на то, что подробности шекспировской пьесы общеизвестны и в деталях не так важны, как переданные ощущения любви (исполнители заглавных ролей Артур Баранов и Феличия Русу со всей самоотверженностью стремились достигнуть необходимого градуса любовного накала) и ненависти. Труппа, давно не получавшая большой новой работы, предстает при этом заряженной и вдохновенной. Поэтому у новых "Ромео и Джульетты" есть все шансы задержаться в репертуаре.
Всероссийский фестиваль музыкальных театров "Видеть музыку" проходит в этом году в девятый раз. Он стартовал в сентябре и завершится 15 ноября премьерой новой постановки оперы Верди "Риголетто" в Большом театре.
В афише фестиваля этого года около 30 спектаклей российских музыкальных театров. Инициатор форума - Ассоциация музыкальных театров при финансовой поддержке министерства культуры России. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.