Третий путь России. Почему национализм никогда не сможет стать в нашей стране самостоятельной политической силой

Третий путь России. Почему национализм никогда не сможет стать в нашей стране самостоятельной политической силой

14.10.202416:10
Рамазан Абдулатипов (Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации, профессор Финансового университета при правительстве Российской Федерации)
Сегодня на сайте "Российской газеты" мы публикуем статью одного из ведущих экспертов по Северному Кавказу, политика, дипломата, профессора Рамазана Абдулатипова. Она посвящена анализу важных аспектов межнациональных отношений в современной России.
Рамазан Абдулатипов уверен: у националистов в России нет политического будущего. Фото: РИА Новости

Национальный вопрос как в России, так и во всем мире обостряется в переходные, трансформационные периоды развития стран и их народов. И, как писал великий русский философ Владимир Соловьев, "Национальный вопрос в России - это не вопрос о существовании, а о достойном существовании". Сказано точно и убедительно, особенно для власти, которая своим грубым вмешательством порой нарушает национальное самочувствие народов и граждан.

Власть в России в прошлом, с одной стороны, пропагандировала дружбу народов, а с другой - тут же подвергала отдельные национальности репрессиям и преследованиям. Но исторически именно русский, российский народ объединил вокруг себя многие национальности, конфессии и культуры. Русский, российский народ - это народ князя Владимира, Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Минина и Пожарского, Пушкина и Толстого, Кутузова и Жукова, Петра Великого, Ивана Грозного и Иосифа Сталина, Расула Гамзатова, которые при всех противоречиях и трудностях работали на обустройство многонациональной страны. Россия собирается, когда бал правит глубинный народ. Становой хребет которого - русский народ со своим духом, волей народной.

Но бывали времена, когда объединялись те, кто ради своей корысти был готов предать Родину. И тогда Россия возмущалась, бунтовала. Как показали события, происходившие после развала Союза, спасет Россию не "дух капитализма", а народная духовность и традиционные духовно-нравственные ценности, присущие русскому и другим народам России. Об этом же говорится и в Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" (9.11.2022 г.).

Именно из-за их девальвации не сработал у нас и "коммунистический дух". Коммунистические вожди хотели установить "царство свободы". Но в результате обустроилась "номенклатура". Без самого народа, но вместе с жирным слоем "высокого чиновничества". Нечто подобное мы снова пережили не так уж давно.

И всякий раз для прикрытия несправедливости и разврата возникают разного рода провокаторы, употребляющие "национальный дух" народов для их стравливания друг с другом. Пользуясь тем, что людям ближе свой народ, своя культура, свой язык и своя вера, они манипулируют и верой, и национальностью для того чтобы поделить мир на "избранных" и "проклятых". И в этом плане Россия прошла долгую дорогу поисков и испытаний, собрав, в итоге вокруг русского народа крупное, многонациональное, соборное государство. Подчинилась со временем "народной воле" и российская власть, которая, начиная с Екатерины II, накапливала при всех режимах опыт солидарного единства российских национальностей, как созидателей общего духа, общих духовно-нравственных ценностей - единства равноправных граждан всех национальностей Российской Федерации.

Как показали события, происходившие после развала Союза, спасет Россию не "дух капитализма", а народная духовность и традиционные духовно-нравственные ценности

На каждом историческом этапе национальный вопрос в России обретает свое содержание и способы решения, хотя наши народы реагируют остро и эмоционально на состояние и перспективы развития своего и других народов России, их истории, культуры, языка. В условиях обострения национального вопроса перед развалом Советского Союза я опубликовал в 1990 году в газете "Советская Россия" статью, в которой обращал внимание на угрозы активизации в стране крайностей национализма, этнополитического экстремизма, противоречий и конфликтов, которые стали разрушать культурно-нравственные устои советского, российского народа, что являлось явным предвестником обострения межнациональных противоречий и конфликтов, которые использовались нашими противниками для развала великой страны.

Национальный вопрос исторически всегда играл важную роль в жизни народов России и в судьбах единого Отечества и потому всегда активно использовался внутренними и внешними врагами для ослабления российского государства. Известно, например, о надеждах Гитлера на то, что народы Советского Союза разбегутся по своим национальным квартирам, как только немецко-фашистские войска перейдут границу СССР. Но, как мы знаем, наши народы, напротив, сплотились вокруг русского народа и одержали победу над фашисткой Германией!

Но после героической победы советского народа в Великой Отечественной войне агрессивный Запад начал против Советской России Холодную войну. И постепенно, под влиянием буржуазной идеологии и пропаганды, в стране активизировались внутренние враги, ослабляя, прежде всего, культурно-нравственные устои единства советского народа. И к концу 80-х годов было ясно, что уже на повестку дня выходит развал Советского Союза - великой мировой державы ХХ века. Нарастал кризис всей советской системы и представители советских национальностей начали проявлять недовольство ходом истории страны, и в том числе господствовавшими тогда теорией и практикой государственного регулирования национального вопроса. Но самое главное, то, что это недовольство автоматически было направлено не только против государства, но и против других советских национальностей, хотя в своей основе они имели общую историю, общие культурно-нравственные устои и общие проблемы развития отношений с государством и с другими народами. Но людям навязывались ориентиры, чтобы представитель каждой советской национальности находил виновника своей необустроенности в лице другой национальности, нарушая таким образом, автоматически права и свободы тех или иных национальностей, приписывая им вину за многие деяния в периоды царского самодержавия, революции, гражданской войны и далее. Даже стали забывать о дружбе народов страны, как о факторе победы советского народа в Великой Отечественной войне, когда воины одной национальности закрывали грудью воинов других национальностей.

Абдулманапов Магомед из Дагестана попал в фашистский плен в Крыму вместе с семерыми русскими. Русских солдат расстреляли и обратились к Магомеду со словами: "Эти - чужие тебе люди. Откажись от них, и мы сохраним тебе жизнь" Магомед Абдулманапов плюнул в лицо фашисту и сказал: "Эти люди - мои братья". И погиб героически вместе с русскими братьями. Моего отца, раненного в Севастополе, с поля боя вытащил старший лейтенант Володя. И отец рассказывал, что на то место, где он лежал с переломленными ногами, вскоре пришли фашисты. Отца моего спас старший лейтенант Володя и других данных о своем спасителе у отца не было.

И таких примеров взаимной выручки на фронтах Отечественной войны были тысячи. И подвиг советских солдат, которые принесли нам Великую Победу для нас свят. Отсюда и неприятие нами неонацизма на Украине, оскорбительного для нас и наших предков. Но после развала Союза чаще стали приводиться примеры предательства представителей разных национальностей, имевшие место в годы войны. В межнациональные отношения внедрялся, таким образом, дух вражды и ненависти, зачастую, на пустом месте. Что и привело к конфликтам и трагедиям для людей разных национальностей постсоветских стран. Более того, многим кризисным явлениям, которые обострились после развала единой страны в 90-е годы, стали придаваться этнонациональные черты и образы, сводя все к национализму и ослабляя таким образом стабильность и государственную целостность Российской Федерации. В связи с этим - важен вывод Президента России В.В. Путина, который пригодился бы нам всем в начале 90-х годов: "Для России - с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур, национальный вопрос, без всякого преувеличения носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет о том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие". Эта установка - на века для настоящих патриотов и государственных деятелей России, некоторые из которых, порой, легко сползают в грязную обочину национальной ограниченности и вражды, что противопоказано в российских условиях.

Российской власти, многим государственным деятелям, чиновникам и сегодня недостает мудрости и корректности при учете исторического опыта политики и этики в сфере национальных отношений, что очень важно для успешного и перспективного развития нашей многонациональной страны. Российское общество в своем эволюционном развитии призвано соблюдать закон преемственности, дух, единство народов и конфессий страны, которые обустраивают свою жизненную судьбу столетиями вместе. При этом скажем, что и среди представителей всех российских национальностей особенно в переходные, "смутные" периоды находятся отдельные оголтелые, озлобленные, недовольные и даже ущербные люди, которые все проблемы развития народов и свое собственное самочувствие сводят к национальным вопросам, будучи готовыми за маленький огород за околицей начать межнациональные конфликты вплоть до кровопролития.

И среди властей всех уровней порой оказывается немало тех, кто заигрывает с разного рода "национальными лидерами" крайнего толка, вместо того, чтобы изолировать их от людей своей и других национальностей. Начальники, чиновники, депутаты разных национальностей и конфессий вспоминают о своем роде, племени и вере вдруг, когда эти факторы становятся "модными" для их использования в корыстных интересах отдельных провокаторов. Однако при этом следует заметить, что, как показывает опыт 90-х годов, даже самые шумные национальные движения, которые изображали из себя "всенародные", имели в своем составе, как правило, менее одного процента населения той национальности, интересы которой они обещали защищать. Более того, порой самый никчемный лидер небольшого национального движения хорохорится и изображает из себя, не дай Бог, фюрера. Как было сказано: муха, севшая на колесо, думала, что всю пыль поднимает она.

Российское общество в своем эволюционном развитии призвано соблюдать закон преемственности, дух, единство народов и конфессий страны, которые обустраивают свою жизненную судьбу столетиями вместе

Однако следует заметить, что в 90-е годы подобные безграмотные маргиналы нередко "выбивались в люди", получали доступ к власти и приватизации благодаря националистическим лозунгам, призывам к свержению руководства своих ближайших соседей - от Карабаха, Чечни, Ингушетии, Осетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, до Татарстана, Башкортостана, Манежной площади Москвы и Кондопоги в Карелии, Астрахани, Волгограда и далее почти везде, распространяя по стране "ковид" национализма и религиозного фанатизма.

Ситуация с национальным вопросом - один из чувствительных индикаторов состояния экономики, культуры и права в многонациональной стране. Кризисное положение власти, экономики, культуры, образования во всем постсоветском пространстве и привело в целом к активизации маргинальных, экстремистских и откровенно преступных сил, которые, прикрываясь лозунгами о защите своей национальности и веры, провоцировали межнациональную ненависть и конфликты, в том числе - кровавые с сотнями жертв, в действительности боролись таким образом за доступ к власти и собственности. Так называемые лидеры национальных движений, активизируются, едва лишь ослабляется власть и появляется шанс перераспределить ресурсы власти и собственности в свою пользу. В таких ситуациях, кстати, не очень приглядной была в нашей стране и роль отдельных сотрудников правоохранительных органов, которые тайно или явно поддерживали националистов, экстремистов "своей" национальности, используя это все в своих корыстных интересах. Но известно, что когда национальности вооружаются крайними идеями и установками, они автоматически находят себе противников, врагов среди представителей других национальностей, которые якобы грабят, эксплуатируют их народ, кормятся за счет их народа.

Многие особенно стараются провоцировать этнополитические и конфессиональные конфликты на Кавказе, где за каждой горой - другая национальность. И в нынешней ситуации пропагандисты всех разведывательных центров Европы и США особое внимание уделяют возбуждению антироссийского национализма на Кавказе. И уже кучкуются отдельные предатели и провокаторы в Варшаве, в Киеве, в Таллине и далее, пытаясь использовать национализм кавказцев против русских и России. Но настоящие кавказцы - с Россией и с русским народом. Говоря о войне на территории Украины, один из блогеров отмечает: "Ребята, которые там воюют - ребята разных национальностей и разного вероисповедания из разных уголков России. Вот они воюют за само наше существование, за Россию. Это ребята, которые сами пошли, не срочной службы. Эти ребята из Южной Осетии, из Северной Осетии с Аланским флагом, воюют ребята Кадырова, а этот паренек из Дагестана - Нурмагомед Гаджимагомедов, который, несмотря на мужественность своей военной профессии (все-таки - командир роты десантников), писал такие трогательные, лирические, жизнеутверждающие стихи, взорвал себя гранатой! Это все ребята с Кавказа. Они сегодня воюют за Россию, но они сегодня воюют и за честь Кавказа. Сегодня никто не скажет "лицо кавказской национальности". Сегодня будут говорить по-другому: Кавказ - звучит гордо!"

Особо наши враги активизируют свои усилия вокруг русского народа и русской православной церкви, от позиции которых зависит сохранение в стране стабильных отношений дружбы и сотрудничества народов и конфессий. Вывод: человек, который провоцирует недоверие и ненависть между россиянами разных национальностей и конфессий - враг России.

В.В. Путин еще до своего избрания Президентом Российской Федерации успел обозначить себя патриотом и лидером России, поддержав всенародную борьбу дагестанцев, которые вместе с российским воинством выступили против международных террористов, пришедших в Дагестан с территории Ичкерии во главе с Шамилем Басаевым и Хаттабом якобы с целью объединения с дагестанцами в этноконфессиональной войне против России. Но на эту уловку фанатиков из Ичкерии и их международных спонсоров из террористических центров пошли лишь единицы дагестанцев. В основном же они влились в отряды ополченцев-патриотов и направились в Ботлих и Новолак, принимая активное участие в отстаивании суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.

Под руководством будущего Президента Российской Федерации В.В. Путина была организована народная борьба за очищение Дагестана, Чечни, Ингушетии и далее от разного рода международных террористов и своих проходимцев - экстремистов. Народы России в целом, несмотря на все трудности и провокации, доказали в эти "смутные" времена свою верность дружбе народов и единству Российской Федерации. Хотя где-то на Кавказе, оказывается, еще продолжали действовать отдельные бандитско-террористические группы, которые уже к 2014 году были окончательно ликвидированы.

Однако, как показывают нынешние события, на фоне борьбы, которую ведет Россия против украино-европейских неонацистов, в стране возникают ячейки национал-экстремистов, бандитов и воров, маргиналов. Многие негодяи и предатели нынче тоже повылезали из своих нор. Даже некоторые чиновники и депутаты стали, как в первые постсоветские годы, изощряться в национал-патриотизме, разжигая внутри собственной страны межнациональную рознь и конфликты между представителями российских национальностей. Для этого активно используются и нерешенные проблемы с мигрантами, хотя известно, что пока эти лжепатриоты заняты политической демагогией, группы мигрантов мужественно и самоотверженно отстаивают суверенитет Российской Федерации, участвуя в СВО вместе с российским воинством.

Но отдельные представители российских национальностей при этом разжигают межнациональную рознь в стране, унижая представителей российских национальностей. И это не просто так. Это результат целенаправленной работы ЦРУ, МИ 6, неонацистов Европы, киевского режима и прочих антироссийских, агрессивных центров, которые мобилизуют в том числе и российских негодяев-предателей, и национал-провокаторов на борьбу со своими народами. Весь нынешний Интернет похож на банку с пауками и скорпионами, которые пытаются отравлять своим ядом и так не легкую жизнь наших.

В Российской Федерации в последние десятилетия под руководством В.В. Путина многое сделано для восстановления страны и нормализации межнациональных отношений. Президент России в 2012 году опубликовал статью: "Россия: национальный вопрос", в которой были даны четкие ответы на многие старые и новые российские национальные вопросы. Фактически на основе этой статьи была разработана Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года (далее - Стратегия). Выполнение Стратегии подкреплено разработкой программы Правительства России по реализации Стратегии и соответствующими региональными программами в субъектах Российской Федерации. В конце 2018 года в Стратегию и в программы были внесены существенные коррективы для того, чтобы они отвечали реальным запросам российских национальностей и обеспечения единства России.

Националисты, как правило, толкают свои народы даже в XXI веке в первобытность, в феодально-патриархальную раздробленность, разделяя людей одного отечества на "мы - они" без учета исторического, культурного, человеческого опыта из межнационального межкультурного взаимодействия

Главное, в Стратегии четко обосновано, что мы - представители всех российских национальностей - объединены в современных условиях прежде всего, как граждане Российской Федерации. Нас всех объединяют также общие для всех традиционные российские духовно-нравственные ценности как и ценности российского гражданского патриотизма, утверждая на практике равноправие россиян всех национальностей, как представителей российской гражданской нации. Это качественно новый уровень укрепления единства многонационального народа Российской Федерации с учетом состояния культурной и гражданской идентичности россиян.

При этом считаются опасными как тенденции равнодушия к этнокультурной самобытности и единству народов страны, так и иррациональная вера кого-то в превосходстве своей нации и ценностей над другими этносами и культурами. В целом, националисты, как правило, толкают свои народы даже в XXI веке в первобытность, в феодально-патриархальную раздробленность, разделяя людей одного отечества на "мы - они" без учета исторического, культурного, человеческого опыта из межнационального межкультурного взаимодействия. Как писал Николай Бердяев: "Можно желать братства и единения ... всех народов Земли, но нельзя желать, чтобы с лица Земли исчезли выражения национальных ликов, национальных духовных культур" (Н.А. Бердяев. Судьба России. М. 1990. С.93).

Национальная политика российского государства направлена на обустройство всех российских национальностей и их совместной достойной жизни. Отсюда может развиваться и русская идея третьего пути, который "не космополитизм и не национализм, не либерализм и не тоталитаризм", а самобытное многообразие и единство. В этом, соборном единстве, а не в борьбе с другими национальностями перспективы каждого этноса, каждой культуры. Вместе с русскими вокруг русской нации исторически проживают в России около 200 национальностей. И, как сказал Президент Российской Федерации В.В. Путин: "Быть русским - это прежде всего огромная ответственность за сбережение России". Отсюда недопустимость и опасность всякой демагогии и фальшивых разговоров "о расовой чистоте", об "особых правах" русских или еще кого-то, как и призывов "завершить дело 1991 года и окончательно разрушить империю, "сидящую на шее русского народа". В конечном итоге, это все, как правильно определил В.В. Путин, есть попытки врагов России - "заставить людей своими руками уничтожить собственную Родину". Так, к сожалению, с подачи врагов и действовали национальности разных народов Союза, не понимая, что тем самым они разрушают свою единую страну.

Национальная политика российского государства направлена на обустройство всех российских национальностей и их совместной достойной жизни

Националисты всегда стараются превращать нацию в толпу, которой, таким образом, легче управлять в своих корыстных интересах. Мне думалось, что хоть сейчас дошла до активных националистов 90-х годов мысль о пагубности своей деятельности по "освобождению" русской нации, в т.ч. требуя выхода Российской Федерации из состава Советского Союза. Мне тогда приходилось спрашивать русских товарищей-депутатов: "Вы можете себе представить, чтобы Англия требовала выхода из состава Великобритании?". Но националисты чаще мыслят на уровне подсознания и действуют иррационально, ибо сам национализм - это искаженное, предвзятое, претенциозное сознание. Отсюда и националистические идеи, которые легко собирают толпу, масс и редко - личностей. Наконец, только в ХХ веке, мы найдем сотни наций пострадавших, свергнутых, униженных и миллионы людей-жертв, уничтоженных из-за крайностей национализма, нацизма. Но при этом национализм никого не спас, а выступает самоубийцей прежде всего своей нации. Как нацистский режим в Германии, как и неонацистский режим на Украине, как и режимы во многих других странах, в которых господствовали нацисты и где, как правило, совершались массовые убийства людей по национальному признаку - евреев и не евреев, поляков, русских, славян и людей с азиатскими лицами, которых нацисты считали "низшей расой". Такова природа и цели и нынешнего русофобского неонацизма в Прибалтике, на Украине, в Молдове и далее.

Национализм в России, в 90-х годах так и не стал самостоятельной политической силой, способной мобилизовать россиян своей и тем более других национальностей.

Президент России В.В. Путин, возможно, с учетом положения русских в бывших республиках Союза, где-то с пониманием относился к имперскому национализму, но постепенно он вывел его на евразийский уровень, поднимаясь ныне и до роли инициатора создания нового универсального наднационального мирового центра силы в форме БРИКС. В такой эволюции благоприятны перспективы русского, российского пути - в его стремлении уйти не в прошлое, а стремиться в будущее. И внутри страны силой, способной обрести волю народа на обеспечение базовой устойчивости стране, выступают не националисты, а "национал-консервативные" силы. Отсюда и усиление в политике В.В. Путина роли культурно-цивилизационных "скреп", политики опоры на консервативные, традиционные российские духовно-нравственные ценности. Речь в современных условиях идет о возрождении евразийских консервативно-имперских и глобальных идей во главе с русской, российской нацией, расширяя их границы до ШОС и БРИКС с обозначением в новых исторических условиях объединительной роли России. Это неоевразийство, как писал бы Л.Н. Гумилев, в котором: "Взаимная открытость русских и тянущихся в Россию инородцев, подвижников самых разных культур и религий привела к созданию на огромной евразийской территории единой этнической общности - российского суперэтноса". Оказавшись центром этнического и культурного притяжения не только славян, но и других сопредельных народов, русский и другие народы нашей страны был становятся "российскими".

Народам России всех национальностей важно не уходить в сторону этнического национализма, а подниматься, как и предлагает В.В. Путин, на "Новый интеграционный проект Евразии", который ведет к утверждению модели наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной "связки" между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом" (2011 г. Газета "Известие"). Из этого проекта, пока выпадает Европа, но вырастает БРИКС - новое универсальное международное объедение государств и народов, выступающих создателями нового мирового порядка. Господствующей базовой идеей для современной России является сохранение и укрепление традиционных идеалов и ценностей, ибо "без высшей идеи", как отмечал Ф.М. Достоевский - не может существовать ни человек, ни наука, ни нация". Соответственно, этнический национализм, устремленный в прошлое, в пещеру не может определять сознание и цели дальнейшего развития современной нации, её духовно-нравственные идеалов и ценностей, которые составляют основы российской идеологии и российской культуры. Это как бы абсолютная идея Гегеля для России, как полная внутренняя истина, сущность ее мира и перспектив саморазвития, порождая мир многообразия самобытностей и общности довлеющих к целостности. На русской, российской основе традиционной культуры и традиционных российских духовно-нравственных ценностей, которые определяют дух и душу интегрирующей российской культуры как высшей ценности, а ценности служат основой всякой культуры (Сорокин П.).

Речь в современных условиях идет о возрождении евразийских консервативно-имперских и глобальных идей во главе с русской, российской нацией, расширяя их границы до ШОС и БРИКС с обозначением в новых исторических условиях объединительной роли России

В заключение - выдержки из Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, которая ориентирует народы России власть и общество "на укрепление межнационального согласия, гражданского единства, обеспечение поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, недопущение дискриминации по признаку социокультурной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности, а также профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на этнонациональной и религиозной почве". И, как отмечал великий русский философ Николай Бердяев: "Наши националисты и наши космополиты находятся во власти довольно низких понятий о национальности... ". Нам всем в современной России надо подняться до уровня духовности, культуры, нравственности и достоинства наших народов, сохранять и укреплять традиционные российские духовно-нравственные ценности в культуре и идеологии России, продолжая таким образом соответствовать российской модели обустройства нашего многонационального мира на традициях соборности и дружбы народов России, благополучия и достоинства граждан и единого Отечества - понимая, что все это и составляет сердцевину и волю российского пути в будущее.