Внедрение ИИ в СМИ достигнет предела, а творить будет человек: На медиа-саммите в Китае обсудили влияние технологий на облик медиасферы

В Китае проходит VI Всемирный медиа-саммит, посвященный ИИ в журналистике
Искусственный интеллект (ИИ) в наше время значительно меняет облик медиасферы. Журналисты все активнее используют технологии ИИ в своей работе. Создают с их помощью новости и изображения, проверяют информацию, анализируют огромные массивы данных, обрабатывать которые человек и обычные информационные технологии уже не могут или делают это слишком долго. Однако вместе с тем все громче говорится о необходимости установить правила и границы применения технологий ИИ в СМИ.
Ренат Закиев / РГ

Место человека и традиционной журналистики в эпоху ИИ, а также риски и проблемы, возникающие в результате быстрого распространения этой технологии, стали основными темами 6-го Всемирного медиа-саммита, который проходит в китайском Урумчи 14-15 октября 2024 года.

Форум организован информационным агентством "Синьхуа" и правительством Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. В мероприятии принимают участие более 500 представителей медиаиндустрии из 106 стран мира. Среди участников - "Российская газета", ТАСС, РИА Новости, БЕЛТА, Reuters, Аль-Джазира, представители СМИ Индии, Казахстана, Азербайджана, Киргизии, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Бразилии, Испании.

В своей речи генеральный директор агентства "Синьхуа" Фу Хуа отметил, что искусственный интеллект, с одной стороны, ускоряет процессы сбора и обработки информации, помогает выполнять много рутинных задач, а с другой - бросает редакциям серьезные вызовы, связанные с этикой, с качеством контента. По его словам, перед представителями медиаиндустрии стоит задача как можно быстрее адаптироваться к условиям новой цифровой среды.

Генеральный директор агентства "Синьхуа" Фу Хуа. Фото: Ренат Закиев/РГ

Вызовы, которые проникновение технологии ИИ ставит перед медиабизнесом: морально-этические, профессиональные, юридические и регуляторные - действительно тревожны, продолжил генеральный директор "Российской газеты" Павел Негоица.

Обращают также на себя внимание и специфические проблемы, с которыми сталкивается отрасль в результате использования ИИ. Среди них: перепроизводство контента, возникновение информационных пузырей, ситуация так называемой "постправды", когда существует бесчисленное количество точек зрения и нет единственно верной, ситуация, когда рейтингование новостей заменяется алгоритмами соцсетей и т.д., отметил он.

Гендиректор ТАСС Андрей Кондрашов указал на необходимость СМИ в эпоху ИИ придерживаться высоких профессиональных стандартов, особенно в условиях непрекращающихся информационных войн. "Иной раз ощущаешь себя зрителем на соревновании в бесчеловечности", - заявил он.

Генеральный директор ТАСС Андрей Кондрашов. Фото: Ренат Закиев/РГ

"Задаваясь вопросом об этичности искусственного интеллекта, не будем забывать, что сегодня об этике забывают и сами люди. В известном смысле именно люди учат плохому технологии, - сказал он. - Важно помнить, что ИИ, как и любая технология, - это инструмент. Как бы ни развивались технологии, за ИИ должен стоять человек и его душа".

Нейросети помогают журналистам собирать и обрабатывать информацию

В медиасреде сильны опасения, что ИИ со временем вытеснит профессионалов из отрасли: будет сам писать, снимать, обрабатывать и показывать. Боты будут предугадывать интересы людей.

"Такое будущее выглядит пугающе, но не стоит ждать, что оно непременно реализуется, - отметил гендиректор "РГ" Павел Негоица. - Внедрение любой технологии в жизнь людей имеет свою логику и пределы - как технологические, так и психологические. Поэтому проникновение ИИ, не исключено, также достигнет определенной точки и не пойдет дальше. Хотя бы потому, что ИИ может не только создать проблемы, но дать и инструменты решения этих проблем. Его все больше будут применять для анализа, упорядочения и проверки огромных массивов информации, с которыми человек и обычные информационные технологии просто не справятся, но творить будут люди".

Генеральный директор "Российской газеты" Павел Негоица указал, что внедрение ИИ-технологий ставит вызовы перед медиабизнесом. Фото: Ренат Закиев