Виновато ли подорожание топлива в росте цен на прилавках

Стоимость грузовых перевозок автотранспортом по самым востребованным направлениям за шесть первых месяцев 2024 года выросла на 30%. Такие данные приводит биржа грузоперевозок ATI.SU.
Повышение цен на топливо больше сказывается на конечной стоимости фруктов и овощей, чем мяса или молока. Фото: Владимир Аносов

В среднем автоперевозки грузов по России подорожали на 10%. Естественно, такой рост не может не отражаться в цене товаров на прилавках магазинов. В результате разгоняется инфляция. Причем одной из причин подорожания транспортных услуг часто называется рост цен на АЗС, хотя в основном грузовой транспорт использует дизельное топливо (ДТ), а его стоимость с начала года на заправках повысилась всего на 3,4%, по данным Росстата.

Опрошенные "РГ" эксперты считают, что рост стоимости транспортных услуг автоперевозчиков весьма мало связан с топливом и главным образом вызван ростом спроса на этот вид доставки грузов.

По словам заместителя председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Юрия Станкевича, транспортно-логистическая отрасль, как и экономика России в целом, остается под инфляционным давлением. Помимо топлива, значительное влияние на изменение цены услуг автотранспорта оказывают высокие процентные ставки банков, в том числе на лизинг, удорожание запчастей, техобслуживания и ремонта, страхования, аренды авто. Изменение цен на топливо ввиду контроля за этой сферой со стороны государства к росту цен на услуги транспортных компаний добавило не более 20-25%.

Повысилась востребованность автомобильных грузоперевозок, считает генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин. По данным Росстата, грузооборот автомобильного транспорта в 2023 году увеличился на 34% в сравнении с уровнем 2021 года (до 383,3 млрд тонно-километров). Эта тенденция сохранилась и в нынешнем году: по итогам первых восьми месяцев 2024 года грузооборот автомобильного транспорта вырос на 7,4%. Ключевой причиной стал дефицит мощностей на сети РЖД, который вынуждает поставщиков грузов использовать автомобильный транспорт.

Заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев замечает, что большая часть транспортных компаний приобретает топливо на заправках, причем по картам, которые предоставляют еще и дополнительные скидки до 10% от суммы покупки. Поэтому о серьезном росте цен на топливо для грузового транспорта в этом году говорить не приходится. Проблема, скорее всего, в подорожании самих машин, автозапчастей, в росте утилизационных сборов, считает эксперт.

Кроме того, повышение спроса на автоперевозки грузов обнаружило нехватку водителей грузового транспорта. Спрос на них вырос на 58%, по данным "РЖД-Партнер" и ассоциации "АвтоГрузЭкс", а зарплаты в этой сфере - на 50%. До 10% автопарков перевозчиков испытывают нехватку водителей. Причем в сегменте внутригородских перевозок дефицит водителей достиг 15%.

Цена товара на полке магазина формируется из себестоимости его производства, стоимости хранения, прибыли производителя, торговых издержек (оптовая торговля) и прибыли продавца, доставки на склады и до торговой точки. По оценке Гусева, вес стоимости топлива в цене продовольственных товаров на прилавках не превышает нескольких процентов.

По словам Станкевича, доля расходов на топливо в конечной цене продуктов питания значительно различается. В себестоимости растительных продуктов она может достигать 12-15%, в животноводстве - 3-5%. Таким образом, повышение цен на бензин и дизельное топливо значительнее сказывается в ценах на хлеб, овощи и фрукты, нежели чем на мясо и молоко. Кроме того, логистические затраты меняются в зависимости от регулярности и дальности перевозок продукции.

При этом доля затрат на логистику в цене товара значительно больше. Ранее в "РГ" публиковались расчеты, что длительный рост цен на топливо в пределах 5% может привести к подорожанию молока на 0,5%. В случае длинной логистической цепочки - на 1-2%. А вот рост стоимости всех транспортных услуг на 30% с учетом нескольких доставок (со склада на склад, до магазина) с легкостью может поднять цену на 5-10%.

По мнению Гусева, транспортным компаниям стоило бы задуматься о росте энергоэффективности. Например, никто не мешает перейти на метан, который стоит 24 рубля, это значительно сократило бы расходы. На сжиженных углеводородных газах (СУГ) могут работать небольшие грузовые авто - "Газели".

Но, как отмечает Терешкин, что топливный фактор также еще может повлиять на транспортные расходы. Нельзя сбрасывать со счетов грядущее повышение акцизов на топливо: согласно поправкам в Налоговым кодекс, внесенным в конце сентября, акциз на дизельное топливо в 2025 году увеличится на 16% (до 12 120 тыс. руб. за тонну). Это существенно выше индексации на 4-5%, характерной для топливных акцизов в последние несколько лет.

Кроме того, есть прогнозы, что в 2025 году подорожание транспортных услуг продолжится. С весны следующего года планируется начало работы единого цифрового реестра перевозчиков "ГосЛог". Эксперты считают, что это позволит вывести из тени значительную часть серых перевозок, в основном осуществляемых небольшими и средними транспортными компаниями. Но из-за этого цены за их услуги поднимутся, поскольку увеличатся операционные расходы. По некоторым оценкам, рост стоимости транспортных услуг может составить до 70%.