Volkswagen хочет закрыть заводы в Германии. Чем грозит экономике ЕС перенос производств в США?

Германия и другие страны ЕС начали выводить свои производства в США
Впервые за свою 87-летнюю историю флагман немецкого автопрома Volkswagen рассматривает возможность закрытия своих заводов в Германии, сообщают Bloomberg и Süddeutsche Zeitung. На фоне деиндустриализации Германия и другие страны ЕС начали выводить некоторые свои производства в США. Об этом, а также о том, какие решения по возобновлению устойчивого роста ищут в Европе, в интервью "РГ" рассказал профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ "Высшая школа экономики", ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Алексей Портанский.
REUTERS

Европейские компании стали переносить свои производства в США и другие страны. Можно ли оценить последствия их ухода для экономики Евросоюза?

Алексей Портанский: В Европе восстановление производства после падения цен на энергоносители носит лишь частичный характер. В некоторых случаях мы уже наблюдаем постоянное закрытие предприятий и их перемещение за пределы Европы в регионы с более низкими ценами на энергоносители. По последним данным, уже две трети немецких компаний выводят свои заводы за рубеж. Рынок США наиболее привлекателен, поскольку там есть субсидии для бизнеса и энергоносители более доступны. Отсюда следует очень неприятный для стран ЕС феномен - деиндустриализация.

Деиндустриализация в Европе в XXI веке - это с трудом укладывается в сознании.

Алексей Портанский: Власти Германии очень обеспокоены этой тенденцией. Вопрос в том, как будет выглядеть комплексный европейский ответ.

До 2030 года для европейской промышленности не предвидится никакой передышки. Это относится к ценам на электроэнергию и газ. Очевидно, что европейская промышленность находится, согласно их же формулировкам, в отчаянном положении. Это видно по отсутствию восстановления промышленного потребления газа. Вроде бы его достаточно, но потребление не растет, что свидетельствует о кризисном состоянии.

Помимо этого, в последние годы также резко сократились прямые инвестиции в европейскую экономику. То есть привлекательность европейского рынка заметно снизилась. В первую очередь в обрабатывающей промышленности.

А вот США в то же время позиционируют себя в качестве крупнейшей державы чистой энергии благодаря закону, который предусматривает масштабные субсидии для ее производства и энергосберегающих технологий. Это, в частности, напрямую ударило по европейским производителям аккумуляторов, которые заявили о переносе производства в США - сравнимого финансирования в ЕС нет. Так деиндустриализация может выглядеть на практике.

Долговой кризис выявил относительную слабость европейской экономики в целом и опасность ситуации, в которой каждая страна ЕС играет сама за себя

По мнению аналитиков Бундесбанка, экономика Германии, возможно, уже находится в состоянии рецессии. А как вы оцениваете состояние первой экономики ЕС?

Алексей Портанский: Скажем так, немецкая экономика на грани рецессии. Но у нас нет четких данных, подтверждающих ее начало, и факт рецессии пока не признан в самой Германии. Посмотрим, что будет в начале следующего года.

В Германии доля обрабатывающей промышленности в ВВП является одной из самых высоких в ЕС. Поэтому там, конечно, опасения по поводу деиндустриализации высоки.

Правительство Германии начало разрабатывать меры по преодолению промышленного кризиса на самом раннем этапе. В 2023 году оно предложило программу снижения налогов на энергоносители и стабилизацию цен для энергоемких отраслей промышленности.

А что с экономикой Франции?

Алексей Портанский: Экономический рост там несколько активнее. По подсчетам министерства экономики страны, он на 0,3 процента выше, чем у Германии. С 2019 года экономика Франции выросла на 3,3 процента. В стране уже длительное время продолжаются дебаты вокруг необходимости реиндустриализации с учетом достижения долгосрочных экономических показателей и стратегической автономии. Правительство республики поставило перед собой официальную цель увеличить долю обрабатывающей промышленности ВВП с 10 до 15 процентов.

Каковы истоки кризиса экономики ЕС в целом?

Алексей Портанский: Сейчас в Европе чаще всего говорят о тройном вызове - климатическом, энергетическом и промышленном. Каждый из этих вызовов и все вместе взятые негативно влияют на ситуацию в ЕС.

Кроме того, сейчас торгово-экономические отношения между государствами стали подвергаться все более заметному воздействию политики, что чревато серьезным подрывом правил международной торговли.

Например, есть такое понятие, как френдшоринг. Термин получил распространение благодаря министру финансов США Джанет Йеллен. Как она отмечала в 2023 году, США и другие крупные страны стремятся уменьшить зависимость от таких государств, как Россия и Китай, в поставках ключевых товаров и компонентов. Иными словами, френдшоринг означает преимущественное развитие торговли с теми странами, которые разделяют ваши ценности, в данном случае ценности США.

Однако за этим тезисом стоит прямое нарушение существующих правил международной торговли - правил ВТО. Все члены этой организации, а их сегодня 166, взаимодействуют, руководствуясь базовым принципом - Режимом наибольшего благоприятствования. Как дальше будет развиваться ситуация на мировых рынках, сказать сложно, но риск подрыва глобальной экономики и торговли существует.

Складывающийся экономический порядок уже нанес урон торговым отношениям США и ЕС, что в большей степени негативно отразилось на Европе. В свое время администрация Трампа предприняла беспрецедентные протекционистские меры. Торговая война США, которая была направлена против Китая, на самом деле отразилась и на Евросоюзе, в частности, когда в 2018 году Вашингтон поднял пошлины на сталь, алюминий.

По словам Алексея Портанского, санкции вредят обеим сторонам. Фото: РИА Новости

Многие эксперты связывают рост стагнации в европейской экономике с долговым кризисом. По итогам 2023 года соотношение государственного долга к ВВП в еврозоне составило 88,6 процента, а в ЕС целом 81,7 процента. Как вы оцениваете эти показатели?

Алексей Портанский: Причины долгового кризиса связаны с мировым финансовым кризисом 2008 года. Госдолг дополнительно вырос в период пандемии COVID-19. В наибольшей степени от роста госдолга пострадали страны европейского юга - Греция, Испания, Португалия, Италия, а также Франция и Бельгия. Сейчас, к примеру, долг Греции составляет около 160 процентов ВВП. У остальных стран он тоже выше 100 процентов.

Для государств Еврозоны были разработаны так называемые критерии конвергенции. Важнейший из них - уровень государственного долга, который не должен превышать 60 процентов ВВП. Как видим, сегодня у шести стран еврозоны госдолг выше 100 процентов ВВП.

Нынешний долговой кризис показал, что критерии конвергенции препятствуют членам Евросоюза выбраться из него, чтобы вернуться на траекторию роста. Могут ли государства отходить от этих жестких критериев ради преодоления кризиса? В апреле 2024 года Совет Евросоюза одобрил реформу бюджетных правил, которая призвана изменить систему экономического и бюджетного управления ЕС. Согласно новым правилам, все государства-члены должны будут разработать среднесрочный национальный бюджетный и структурный план, рассчитанный на 4-5 лет, в зависимости от срока полномочий национального законодательного органа.

В своих планах государства будут обязаны придерживаться многолетней траектории чистых государственных расходов и объяснять, как они будут осуществлять инвестиции и реформы. Еврокомиссия, со своей стороны, будет рекомендовать так называемую эталонную траекторию изменения чистых государственных расходов государствам-членам, чей госдолг превышает 60 процентов валового внутреннего продукта (ВВП) или чей дефицит бюджета превышает 3 процента ВВП.

Для европейского проекта крайне опасно, если каждый участник Союза начинает играть сам за себя. Такая ситуация отчасти возникла в период противодействия пандемии COVID-19, что побудило президента Франции Эмманюэля Макрона выступить с серьезным предостережением всем членам ЕС на этот счет.

По какому сценарию развивается энергетический кризис?

Алексей Портанский: Энергозатраты европейской промышленности сейчас заметно выше, чем до 2022 года, и в два-три раза больше, чем в США или Китае, а это главные экономические соперники Европы. Такие энергоемкие отрасли, как химическая, сталелитейная, алюминиевая, уже отреагировали сокращением производства.

В этом плане нельзя недооценивать последствия конфликта на Украине, который вызвал резкий рост цен на энергоносители в Европе. Несмотря на то, что цены на газ вроде бы снизились, последствия этого скачка не утихли.

Кризис кроется и в фундаментальных проблемах общего энергетического рынка ЕС, в высоких налогах и доходах трейдеров. В выигрыше оказались американские продавцы сжиженного природного газа (СПГ). Они возят его морем и продают Европе примерно в четыре раза дороже, чем он стоит в США. Вспомним, как Европа жила совсем в других условиях, когда получала российский трубопроводный газ. Представляете, ветка газопровода была подведена прямо к предприятиям знаменитого химического концерна BASF. А сейчас в изменившихся условиях концерн вынужден инвестировать за рубежом. К примеру, сегодня BASF строит в Китае крупный химический завод стоимостью около 10 млрд евро.

Какое влияние на европейский кризис оказывает "зеленая повестка"?

Алексей Портанский: Так называемую Green Deal, или "зеленую повестку", Еврокомиссия приняла в 2019 году. В ней были заявлены весьма амбициозные цели, которые оправданы с точки зрения проблем сохранения окружающей среды. К 2030 году эмиссию парниковых газов планируется снизить как минимум на 55 процентов.

Но, как выяснилось, уход от ископаемого топлива и перевод на чистые источники энергии требует огромных инвестиций. И в нынешней ситуации, когда Европа оказалась перед рядом серьезных вызовов, встал вопрос о возможном пересмотре европейцами реализации "зеленой повестки". Согласия между различными силами и политическими партиями в Евросоюзе по этому вопросу нет. Безусловная поддержка "зеленой повестки" в условиях и без того крайне слабого роста может привести к экономическому спаду и тяжелым последствиям для Европы.

Многие эксперты винят в европейском кризисе пресловутую европейскую бюрократию. Вы с ними согласны?

Алексей Портанский: Европейская бюрократия давно стала притчей во языцех. Мне неоднократно приходилось бывать в Европейской комиссии и могу подтвердить, что европейская бюрократия - это грозная сила, которая далеко не всегда действует в интересах бизнеса и граждан. Сошлюсь на доклад крупнейшего европейского экономиста - бывшего главы Европейского центробанка и бывшего премьер-министра Италии Марио Драги под названием "Будущее европейской конкурентоспособности", который он сделал по просьбе Еврокомиссии 9 сентября этого года. Драги уделил отдельное внимание чрезмерной забюрократизированности принятия решений в ЕС. Вот приведенный им конкретный пример: "Хотя прямое сравнение затруднено из-за различий в политических и правовых системах, в США на федеральном уровне за последние три срока полномочий конгресса (2019-2024) было принято около 3500 законодательных актов и около 2000 резолюций. В ЕС за тот же период законодатели одобрили порядка 13 тысяч законов". Очевидно, что такое количество законодательных актов и регуляторов создает препятствия технологическим компаниям при внедрении инноваций, особенно в цифровых технологиях, где Европе и без того непросто конкурировать с американскими и китайскими гигантами.

Каковы перспективы Европейского союза как экономического сообщества?

Алексей Портанский: Медленный экономический рост в ЕС увеличивает его отставание от США и повышает экзистенциальные риски объединения на фоне меняющейся глобальной парадигмы.

Хочу привести еще одну важную цитату из доклада. "Мы достигли той точки, когда без принятия экстренных мер нам придется поставить под угрозу либо наше благосостояние, либо нашу окружающую среду, либо нашу свободу". Драги предлагает европейцам обзавестись собственной промышленной стратегией, брать в долг сообща, стимулировать инновации, упростить принятие решений в блоке, а также сделать все, чтобы кадры не утекали за океан или в Азию.

Экономика ЕС, подчеркивает автор, полагается на узкий круг поставщиков критически важного сырья, в том числе Китай. Европа зависит от импорта цифровых технологий. Все это требует корректировки внешнеэкономической политики Евросоюза.

Драги предполагает, что в Европе необходимо инвестировать как минимум 750-800 млрд евро в год, чтобы не отстать от конкурентов - США и Китая. Для обеспечения роста потребуется, чтобы доля инвестиций ЕС выросла с сегодняшнего показателя 22 процента от ВВП до 27 процентов, что позволит, по его мнению, покончить с многолетним спадом в большинстве крупных экономик ЕС.

Однако сегодня в Европе задаются вопросом, где брать эти 750-800 млрд евро? Ответа пока нет. Без устойчивого роста Евросоюз будет вынужден оставить существенную часть своих нынешних претензий, а именно передовые позиции в технологиях, успешную реализацию климатической повестки, самостоятельную роль в мировой политике при одновременном сохранении достигнутых социальных благ. Безусловно, лидеров ЕС страшит подобная перспектива. В конечном счете она чревата угрозой самому проекту объединенной Европы.

Реализация целей и задач доклада будет наталкиваться на препятствия в виде бюджетных ограничений, противодействия зеленого лобби, социальных требований. Поэтому ключевым залогом достижения поставленных целей видится наличие политической воли у европейских лидеров. Если она будет проявлена, тогда можно будет надеяться на оптимистический результат.

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Екатерина Свинова