И результаты эти в общем и целом предсказуемы. Хотя противники выступления животных в цирковых представлениях активно и местами даже агрессивно излагали в СМИ и блогах свои аргументы, главный из которых - дрессировка негуманна. Предсказуемы, поскольку цирк с медведем и джигитовкой на лошадях, с собачками и шимпанзе - часть российской массовой культуры. И в этом смысле ни китайский цирк с его великолепной акробатикой, но без животных, ни знаменитый цирк Дю Солей, тоже принципиально животных не использующий, нам не пример и тем более - не указ.
Тем более что эти два примера в мировом цирковом искусстве скорее исключения, и у каждого свои причины. И в целом выступления животных в цирке запрещены пока только четырьмя странами - Грецией, Кипром, Боливией и Мальтой. Во Франции запрета нет, но там животных предлагают заменить на их голограммы. Зато в США, Австралии, Сингапуре и прочих странах цирки с животными процветают.
Поэтому, кажется, что Россия имеет право на свое видение идеи циркового искусства, уходящего корнями в ярмарочные представления, в историю передвижных цирков, кочевавших по просторам и несших радость детям под куполами шапито. Скажем больше, цирк без животных не будет уже русским цирком.
Есть что возразить и по поводу тезисов о том, что дрессура не гуманна. Все здесь, как всегда, относительно. Те, кто говорит о "жестокости", - непоследовательны, поскольку не отказываются от натуральных шуб и кожаной обуви, при изготовлении которых применяются гораздо более негуманные методы. Не отказываются от шерстяной одежды, для которой не слишком гуманными методами стригут овец. Не отказываются от лекарств, которые испытываются на животных. И вполне цивилизованно употребляют в пищу мясо.
Человек столетиями выводил породы лошадей, собак и кошек, ориентируясь исключительно на свои потребности и выбирая для досуга конную прогулку, наездник вряд ли задается мыслью о том, гуманно он поступает, заставляя коня везти себя, или нет.
Но главное, что в центре любого циркового представления - дети. У Роберта Рождественского есть замечательные поэтические строки, ставшие песней, где "цирк не любить все равно, что детей не любить…". Животные, выступающие в цирковых программах, работают для детей и делают детей, а вместе с ними и мир в целом добрее. Именно это обстоятельство должно быть главным в любой дискуссии, касающейся регламента использования животных в цирке.
Другое дело, что логично и разумно при организации циркового дела ставить на повестку дня вопросы гуманного отношения к животным-артистам, достойного содержания цирковых зверей как во время периода их работы на арене, так и после того, как они, неизбежно, как и человек, старея, трудиться и радовать зрителей больше не могут. Поднимать эти проблемы, несомненно, морально и правильно, со всех точек зрения. Тут есть, о чем поговорить, но это все-таки другая история, уже не о фактической ликвидации русского цирка.