Дербент получит полтора миллиарда рублей из федерального бюджета

В проекте бюджета России на 2025-2026 годы отдельной строкой значатся средства на софинансирование комплексного развития Дербента - одного из старейших городов России (ему более двух тысяч лет) и туристического центра Дагестана. В 2025-м город получит 610 миллионов, в 2026-м - 960 миллионов.
Дербенту уже более двух тысяч лет - это один из древнейших городов страны.
Дербенту уже более двух тысяч лет - это один из древнейших городов страны. / Екатерина Ковалевская/РГ

В прошлом году Дербент посетили более миллиона отдыхающих. Учитывая, что его население - около 100 тысяч человек, на каждого горожанина пришлось десять путешественников. Конкретные проекты, которые будут реализованы на данные средства, пока не называются. В пресс-службе городской администрации корреспонденту "РГ" рассказали, что комплексный план развития Дербента достаточно объемный и требует финансирования по многим пунктам.

В прошлом году Владимир Путин пригласил в Кремль восьмилетнюю Раисат Акипову, которая расстроилась, что ей не удалось увидеть президента, когда он приезжал в Дербент. Во время встречи с девочкой президент позвонил министру финансов Антону Силуанову, который сообщил, что принято решение добавить пять миллиардов на развитие города. Эти средства пойдут на модернизацию социальных объектов и обновление инфраструктуры, сообщил глава Дагестана Сергей Меликов.

В декабре 2023 года постановлением правительства республики были утверждены изменения в госпрограмме "Комплексное территориальное развитие города Дербент". В ней отмечены основные планы и то, что удалось сделать. Так, разработан брендбук города и мобильное приложение для упрощения туристической навигации, обустроены три этапа маршрута "Туристическая миля".

Проблемными остаются коммунальная инфраструктура и транспортная сеть, хотя в 2023 году в Дербенте ввели в эксплуатацию северные очистные сооружения мощностью 25 тысяч кубометров в сутки. "В связи с активным развитием города, ростом туристического потока, реализацией масштабного инвестиционного проекта строительства микрорайона "Южный" и комплексного развития микрорайона "Аваин", на территории которых планируется возведение 500 тысяч квадратных метров жилья и других объектов, проектная мощность построенных очистных сооружений в перспективе не будет способна в полной мере очищать образуемые в Дербенте канализационные стоки", - говорится в документе.

В июне этого года Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура сообщила, что из бесхозяйных канализационных сетей сбрасывают сточные воды у берега Дербента, они стекаются в Каспийское море. А все потому, что администрация Дербента не обеспечила надлежащее водоотведение в районе городской набережной.

Лабораторные исследования подтвердили, что в сточных водах превышена допустимая концентрация загрязняющих веществ. Природоохранный прокурор обратился в суд с требованием обязать администрацию города прекратить сброс неочищенных сточных вод в море, а также направить заявление в управление Росреестра по Дагестану о признании этих канализационных сетей бесхозяйными.

С 2019 по 2023 год в Дербенте капитально отремонтировано и реконструировано более 40 километров улиц и дорог, что позволило частично улучшить транспортную логистику. Но, как отмечается в программе, недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям для экономики и населения. Это одно из наиболее существенных инфраструктурных ограничений.

Чтобы снизить транспортную нагрузку на городские магистрали, был разработан грандиозный проект строительства автотрассы в обход Дербента. Однако она обойдется в 51 миллиард рублей. Средства должны выделить в ближайшие пять лет. Это будет стройка федерального уровня по линии Росавтодора, пояснили в минтрансе Дагестана. Обход станет частью международного транспортного коридора "Север - Юг", позволит снять транспортную нагрузку и улучшить экологию в туристическом центре.

Первоначальный вариант предполагал прокладку маршрута поблизости от крепостной стены "Нарын-Кала", входящей в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. Чтобы избежать возможных негативных последствий для исторического объекта и с учетом опасности его обрушения, было принято решение проложить тоннель длиной 300 метров под крепостной стеной. Для его проектирования привлечены эксперты и археологи.

Кроме того, в процессе создания Каспийского туристического кластера из аэропорта Махачкалы планируется пустить электропоезда в Дербент. Эту идею власти Дагестана обсудили с министерством экономического развития РФ и "Российскими железными дорогами". Но ее начнут воплощать только после того, как аэропорт обзаведется новой взлетно-посадочной полосой и будет реконструирован. Соответствующие работы уже ведутся.