Кто виноват в полученных во время катания на тюбинге травмах

Катание на тюбингах (надувных санках) - одно из самых популярных развлечений на горных курортах. Активный отдых нравится не только детям, но и взрослым, однако законодательство не устанавливает четких правил эксплуатации инвентаря, что становится причиной громких судебных разбирательств: кто виноват, если отдыхающий получил травму во время спуска на "ватрушке"?
Покататься на ватрушках сегодня можно почти на всех горнолыжных курортах.
Покататься на ватрушках сегодня можно почти на всех горнолыжных курортах. / Дмитрий Феоктистов/ТАСС

В Минеральных Водах на форуме туристических территорий FTT-2024 этой теме посвятили сессию и подробно разобрали примеры из судебной практики курортов. В регионах Северного Кавказа надувные санки распространены широко. К примеру, на курорте "Ведучи" в Чечне уже пять лет открыта 70-метровая экстрим-горка для всесезонного катания на тюбинге. Прокат "ватрушек" активно предлагают на горнолыжных трассах в Домбае и Архызе. В 2022 году в Кабардино-Балкарии открыли первый сертифицированный круглогодичный тюбинговый комплекс с детской горкой и взрослой трассой длиной 450 метров с бугельным подъемником.

Географический охват судебных дел внушителен, травмы случаются на всех горнолыжных курортах, подчеркивает эксперт по правовому регулированию отношений в области физической культуры и спорта кандидат юридических наук Елена Вострикова. Свое выступление на форуме она начала с такого примера - суд вынес решение в пользу ответчика, а не клиента, как это бывает обычно.

ЧП произошло в 2015 году в горнолыжном комплексе в Саратовской области: мужчина спускался с ветерком со склона на тюбинге и сбил катающуюся на сноуборде женщину. Врачи диагностировали у пострадавшей закрытую травму черепа и многочисленные ушибы. После лечения она обратилась в суд с просьбой взыскать с курорта компенсацию морального вреда в размере 500 тысяч рублей.

Естественно, ответчик не согласился, аргументировав это тем, что склоны природного парка свободны для посещения, плата ни с кого не взимается, а комплекс оказывает услуги, связанные только с прокатом инвентаря, подъемом лыжников и сноубордистов по канатной дороге на вершину. Кроме того, несколько свидетелей подтвердили, что при входе на базу и на самой территории установлены плакаты, информирующие о запрете катания на санках, ватрушках и ледянках. Да и сами сотрудники по громкой связи периодически просили нарушителей покинуть склон.

- В этом случае суд не нашел оснований для удовлетворения иска, сославшись на невозможность как применения закона о защите прав потребителя (так как оказывались безвозмездные услуги), так и предотвращения травмы любыми действиями ответчика, - резюмирует Елена Вострикова. - Однако есть ГОСТ, который хоть и носит рекомендательный характер, но в нем безопасность горнолыжного курорта оценивается и по такому критерию, как "разделение зон активного отдыха по видам оказания услуг (горнолыжные трассы, катание на тюбингах, санках, снегоходах и так далее) с целью недопустимости их совместного использования". И когда представитель турбазы будет настаивать на необязательности прописанного стандарта, то суд на 99,9 процента отклонит этот довод. Поэтому очень рекомендую в должностных инструкциях операторов горнолыжного подъемника, сотрудников патрулей, спасателей прописывать обязанность убирать с горнолыжных трасс непрошенных "тюбингистов". Не поленитесь в преддверии нового сезона провести внутренний аудит и оценить качество услуг. Да, это требует времени, привлечения отдельного специалиста, но если случается нештатная ситуация, то такие отчеты с опросами потребителей помогут вас защитить.

Второе происшествие случилось в горнолыжном комплексе в Кемеровской области. Январским днем 2019 года местная жительница каталась на сноутюбинге в компании маленькой дочери. На скоростном спуске она не успела затормозить, влетела в барьер, и санки, будто на трамплине, перебросило над сеткой. Женщина упала с высоты примерно трех-четырех метров, от боли потеряв сознание. Девочка чудом не пострадала.

Впоследствии в исковом заявлении женщина пожаловалась на отсутствие надлежащего ограждения, что стало причиной травмы позвоночника. Более того, она указала, что никто из сотрудников курорта не помог ей до приезда врачей скорой помощи, которые добирались два часа.

Что ответил представитель горнолыжного комплекса? Во-первых, пострадавшая каталась на собственных надувных санках. Во-вторых, села вместе с ребенком, что категорически запрещено правилами, которые есть на информационном стенде. Далее аргументация, как и в предыдущем деле: допуск на склоны свободный, территорию патрулируют сотрудники парка, следящие за безопасностью. Забежим вперед: суд признал вину ответчика, но учел, что туристка и сама была неосторожна, катаясь с горки вместе с ребенком и не убедившись в безопасности. Поэтому размер компенсации морального вреда был уменьшен с требуемых 300 тысяч рублей до 40 тысяч.

- Я часто сталкиваюсь с тем, что горнолыжные патрули в туристических комплексах никак не оформлены, не имеют квалификации, все это приводит к тому, что клиент потом предъявляет претензии по поводу некачественно оказанной помощи, - говорит Елена Вострикова.

Эксперт напомнила, что, согласно ГОСТу на туристские услуги, на курортах обязаны качественно готовить трассы для спусков на тех же тюбингах, обучать туристов навыкам катания с гор (можно даже показать специально снятый мультфильм), размещать баннеры с правилами поведения в сноупарках. Причем суду не менее важны локальные приказы об утверждении правил. Также очень важно огораживать несанкционированные спуски, ставить таблички с информацией о риске, размещать указатели на тюбинговых трассах.

Еще один инцидент произошел на аттракционе лыжной базы, принадлежащей одному из заводов в Свердловской области. Пятого января 2019 года во время спуска мать и ее восьмилетний сын вылетели на тюбинге с трассы, не оборудованной улавливающими сетями, и опрокинулись. Ребенок получил тяжелую черепно-мозговую травму, переломы голени и носа. Суд обратил внимание на то, что мальчик находился без шлема, хотя дети до 14 лет допускаются на такой экстремальный аттракцион лишь в защитной экипировке. Эксперт оговаривает: на курорте не обязаны предоставлять шлемы, но их наличие будет показателем добросовестности компании. Причем снаряжение нужно приобретать официально, со всеми документами.

- Главная причина массовой отрицательной судебной практики в отношении горнолыжных комплексов кроется в пробелах законодательства, а русскому человеку свойственно рассуждать: "Раз нет четкого требования, то оно и необязательно". И, конечно, влияет живучесть убыточного подхода - экономика должна быть экономной, - подытожила Елена Вострикова.

Кстати

С первого сентября 2023 года действуют новые правила оказания физкультурно-оздоровительных услуг: в любом туристическом комплексе теперь обязаны проводить инструктаж по технике безопасности, а гости должны расписаться в журнале, что прошли его. По идее, это касается всех, кто покупает ски-пасс. Но как выполнить требование на деле, когда зимой отдыхающих очень много?

Елена Вострикова советует активно использовать следующую фразу: "Оплачивая услугу, заказчик соглашается, что данное действие по юридической силе приравнивается к собственноручному подписанию им заявления о присоединении к договору публичной оферты на оказание физкультурно-оздоровительных услуг (его положения размещены на таком-то сайте)". Сам же журнал нужно повесить на Доске потребителя.