Тех, кто пользуется такси, волнует резкий рост стоимости перевозок в последнее время. Эта тенденция не обошла стороной и регионы Северного Кавказа. Эксперты называют разные цифры, но все они довольно значительные.
По данным Росстата, в августе прошлого года один километр поездки на такси в среднем по стране обходился заказчику в 35,5 рубля, а спустя год почти в 45. Отраслевики же говорят, что только в этом году стоимость перевозки подскочила на 30 процентов, и ожидают еще 30 до конца 2024-го.
Игроки рынка поясняют, что на ситуацию влияет нехватка водителей, в том числе связанная с сокращением числа мигрантов, и выросшие расходы на покупку и обслуживание автомобилей. Портал "Чек Индекс" недавно опубликовал такие данные: в сентябре этого года средний чек на такси в России составил 598 рублей - на 12 процентов больше, чем в сентябре 2023-го. Любопытно, что, несмотря на удорожание поездок, россияне не то что не отказываются от такси, но, наоборот, вызывают его чаще - число оплаченных заказов выросло на шесть процентов.
По мнению экспертов, скачки цен обусловлены, прежде всего, ростом стоимости машин - обновлять автопарк стало дороже, а из-за растущей банковской ставки увеличились проценты при кредитовании и лизинге.
Кроме того, на стоимость поездок повлияло удорожание расходных материалов и топлива. Также у водителей появились новые траты, теперь, в частности, нужно приобретать полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (ОСГОП). Это необходимо для того, чтобы пассажир мог в случае, например, ДТП получить компенсацию от страховщика (до двух миллионов рублей), даже если происшествие произошло не по вине таксиста. В среднем стоимость страхового полиса составляет 3,3 тысячи рублей.
Как сообщила корреспонденту "РГ" председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова, с начала действия поправок, касающихся страхования пассажиров, и по середину сентября оформлено примерно 3,5 тысячи полисов. Пока у водителей такси есть адаптационный период, ответственность за отсутствие документа наступит первого ноября.
- Я оформил ОСГОП сразу же, как только поправки вступили в действие, и вместе с ОСАГО заплатил 7,8 тысячи рублей, что существенно ударило по карману. К тому же все дорожает. Неудивительно, что цены на услуги такси выросли. Только я не уверен, что страховщики будут выплачивать положенные суммы, - признался один из водителей.
Участник конференции, совладелец таксопарка в Дагестане Муслим Муслимов рассказал корреспонденту "РГ" о ситуации в этой сфере на Северном Кавказе:
- В целом у нас такие же проблемы, как и везде в стране. В нашем таксопарке насчитывается 57 автомобилей, которые мы сдаем в аренду водителям за 1,6-2,5 тысячи рублей, а они, в свою очередь, работают с крупнейшим агрегатором. Чистый доход у них - без оплаты аренды и топлива - две-три тысячи рублей за смену. Сейчас активно идет обеление рынка. Стоимость поездки в такси за последнее время выросла и в перспективе еще повысится. Рост связан с подорожанием машин. Например, если в 2018 году "Лада Гранта" стоила 470 тысяч рублей, то сейчас - миллион. Кроме того, выросла стоимость запчастей и обслуживания. А цена страховки подскочила в три раза. И когда автопарк потребует замены, цены на поездки в такси снова повысятся.
По словам заместителя министра транспорта РФ Дмитрия Баканова, сейчас все регионы России ведут реестры во ФГИС "Такси" - там уже более 100 тысяч записей о перевозчиках, 620 тысяч - о легковых такси и свыше тысячи - об агрегаторах.
- До вступления закона в силу, по оценке Общественного совета по развитию такси, транспортных средств было 346 тысяч. Таким образом, число легальных такси в России за год увеличилось почти вдвое. Первая запись в реестре по новому федеральному закону появилась уже первого сентября в Ямало-Ненецком автономном округе, а первый перевозчик внесен в него четвертого сентября в Рязанской области, - отметил Баканов.
По словам заместителя председателя комитета по защите конкуренции Госдумы РФ Сергея Лисовского, в отрасли две основные проблемы - отсутствие регулирования работы профессиональных водителей и самозанятых, а также монополизация рынка.
- Закон о такси в первой редакции не может решить все проблемы. Он создал базу, теперь мы можем вносить поправки и корректировать его. Работу профессиональных водителей такси и самозанятых нужно регулировать по-разному, - добавил Лисовский.
Цель конференции заключается в разработке стратегии развития таксомоторного рынка России до 2035 года. Сейчас поступает множество предложений, например, о бесплатной перевозке детей, локализации такси и внедрении в таксопарки электромобилей. По стратегии также планируется обозначить меры государственной поддержки таксопарков, чтобы они могли обновлять транспорт. Еще одна важная задача - включение такси в нацпроект.
В России насчитывается около двух миллионов водителей и 1,2 миллиона легковых автомобилей такси, а также 70 тысяч таксомоторных парков. В специальном реестре числится примерно тысяча компаний, имеющих статус службы заказов такси, в основном в небольших городах. Рынок такси в стране составляет около триллиона рублей.