Аварийные дома есть в каждом субъекте РФ, причем с каждым годом их становится больше. Назвать точное число по регионам сложно - разные ведомства ведут свой подсчет, и цифры у них отличаются. В СЗФО проблема особенно актуальна для Карелии, Коми и Поморья. Она усугубляется тем, что большинство аварийного фонда на этих территориях - деревянные конструкции, которые легко сходят со свай. Возникает вопрос: зачем содержать жилье, если оно уже "при смерти"? Дело в том, что в 88 процентах таких МКД продолжают жить люди, подсчитали в Росстате. Переселить сразу всех в новые квартиры не получается даже у самых обеспеченных субъектов РФ.
- До момента расселения аварийного дома необходимо проводить работы, которые должны предотвращать угрозу жизни и безопасности проживающих в нем людей, - поясняет руководитель регионального центра "ЖКХ Контроль" в Санкт-Петербурге Алла Бредец. - Понятно, что о восстановительных работах речь не идет. Но здание надо поддерживать, чтобы оно не перешло из аварийного состояния в ветхое. А поскольку степень износа всех конструктивных элементов и инженерных сетей в таких домах очень высока, то это чревато большими денежными затратами.
А еще для УК это большая ответственность - вплоть до уголовной. После того как в центре Архангельска одна за другой сошли со свай четыре деревянные двухэтажки, суд признал руководителей управляющих компаний виновными в выполнении работ и оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Установлено, что они знали о потере несущей способности свайного фундамента, но не приняли мер по предупреждению развития деформации. Подсудимые ссылались на отсутствие денежных средств, большую задолженность жильцов по квартплате и другие причины. Но это не помогло - все фигуранты получили условные сроки.
- Когда дом признается аварийным, собственники жилых помещений освобождаются только от взносов на капремонт, - отмечает Алла Бредец. - Это не является основанием для снижения платы за содержание общего имущества или освобождения от нее. Но зачастую собственники считают, что платить не нужно, если в доме все плохо. А обращаться в суд для УК накладно - это пошлина и другие расходы. Но даже когда собираемость платежей неплохая, средств порой не хватает и на содержание аварийно-диспетчерской службы.
Многое зависит от региона и состояния дома, подчеркивает эксперт. Если это петербургская многоэтажка в удовлетворительном состоянии, то даже ее аварийный статус не помешает найти управляющую организацию, которая сможет нормально его содержать. Другое дело - дом на несколько квартир в муниципалитете с минимальными тарифами на его обслуживание.
Проблему поиска УК для "аварийки" субъекты РФ также решают в зависимости от своих возможностей. Города, у которых есть собственные управляющие организации, "ставят" их на проблемные дома, используя административный ресурс. В дотационных регионах ответственность зачастую несут местные администрации. Они объявляют конкурсы на управление проблемным жилфондом, однако желающих не находится. Тогда суд обязывает муниципалитеты отыскать УК любыми путями. А, например, в Коми, где без пригляда остаются сотни домов, сократили перечень работ и услуг по содержанию общего имущества в аварийном жилье, чтобы не слишком пугать коммунальщиков.
Новый закон должен снять эту проблему. Если сами собственники не выберут способ управления или их решение не будет реализовано, УК назначит орган исполнительной власти субъекта РФ. Открытый конкурс в этом случае проводить не станут, а компанию выберут из специального реестра управляющих организаций для аварийного фонда.
- Понятно, что это временная мера и аварийный дом лучше уже не станет, сколько бы средств в него ни вложили. Но это выход, позволяющий его жителям рассчитывать на безопасность. Управляющим компаниям предложенный механизм тоже должен быть выгоден. Посмотрим, в каком виде будет принят закон, но принудить УК взяться за дом в любом случае нельзя. Однако можно заинтересовать ее в этом, - считает руководитель петербургской организации "ЖКХ Контроль".
Впрочем, может так получиться, что все снова будет зависеть от благосостояния региона. В пояснительной записке к законопроекту указано, что управляющей организации аварийного МКД "могут возмещаться недополученные доходы" за счет средства субъекта РФ, если они предусмотрены в его бюджете. А "могут" - это не "должны". Однако все идет к тому, что деньги все же придется выделять, иначе ситуация не изменится. И "управляйку" все равно надо будет найти, только уже по решению суда.
В 2025 году запустят новую программу расселения аварийного жилья в рамках нацпроекта "Инфраструктура для жизни". Новые подходы к этому процессу правительство РФ утвердит до конца 2024-го.