Сегодня очень быстро "уходит" любое жилье, даже без ремонта, которое активно снимают вахтовики, отмечает мурманский риелтор Полина Соболева. В этой ситуации местные власти срочно изыскивают "внутренние резервы". "РГ" уже сообщала, что, по данным теплоснабжающих предприятий, на конец 2021 года только в Мурманске и шести военных городах и поселках - Заозерске, Полярном, Североморске, Высоком, Снежногорске и Гаджиеве - насчитывалось 2793 пустующие квартиры.
Сегодня благодаря усилиям областных и муниципальных властей объем брошенного жилья значительно снизился, подчеркивает заместитель генерального директора компании "Мурманэнергосбыт" Илья Бармин. Брошенные квартиры включаются в собственность муниципалитетов, ремонтируются, а затем передаются по договорам соцнайма тем, кто наиболее нуждается в жилье - переселенцам из аварийного жилфонда и приезжим сотрудникам бюджетных организаций.
Как сообщили в администрации Мурманска, в 2023 году здесь на муниципальный баланс передано 74, а за истекший период 2024-го - 41 квартира. Аналогичная практика существует и в военных гарнизонах, где пустующего жилья больше всего. Несколько лет назад в некоторых ЗАТО даже существовала отдельная программа по ремонту пустующих квартир с последующим их распределением. Но ремонт был делом недешевым - в среднем приведение в порядок одной не слишком "убитой" квартиры обходилось в несколько сот тысяч рублей. Позже эту программу пришлось прекратить, поскольку у местных властей появились весьма серьезные расходы в связи со строительством социальных объектов - например, в Гаджиеве строился детский сад, а в Снежногорске реконструировалась спортивная школа.
Сейчас эту практику пришлось возобновить. В гарнизонах до сих пор существуют дома, где остаются жилыми несколько квартир, из-за которых приходится отапливать все здание. Это влетает муниципалитетам в миллионы рублей ежегодно. В ЗАТО Александровск было решено хотя бы часть этих средств использовать для восстановления жилья. Была разработана муниципальная программа. В городе военных судоремонтников Снежногорске в 2024 году отремонтированы четыре квартиры, до конца года в Полярном и Гаджиеве приведут в порядок 51 жилище. Всего за последние пять лет в ЗАТО Александровск проведен ремонт в 107 муниципальных квартирах, а в ближайшие годы планируется отремонтировать еще 139. При этом очередь на улучшение жилищных условий в Александровске исчисляется сотнями человек.
Получателями жилплощади станут в первую очередь семьи военнослужащих, приглашенные на работу востребованные специалисты, в частности учителя и врачи, а также очередники по договору социального найма и дети-сироты. Как отметил глава администрации Александровска Ильяс Мазитов, в отремонтированных жилищах установлены стеклопакеты, входные металлические двери, кухонные плиты, современная сантехника и даже счетчики воды, так что в них можно сразу въезжать и жить с комфортом.
Как ни парадоксально, заброшенное жилье есть даже в Москве и Санкт-Петербурге. Его перевод в муниципальную собственность осуществляется, как правило, через суд и может занимать год-полтора, а то и больше.
- Точных данных о том, сколько в городе бесхозных квартир, нет. Думаю, что в каждом из 18 районов Санкт-Петербурга наберется квартир по пятьдесят, а то и больше, - говорит руководитель регионального центра НП "ЖКХ Контроль" в Санкт-Петербурге Алла Бредец. - Сейчас по этим квартирам идет серьезная работа, поскольку жилье здесь дорогое. Кроме того, маневренный жилфонд в городе очень маленький, и в центральных районах его крайне необходимо расширять, чтобы иметь возможность отселять жильцов из аварийных и капитально ремонтируемых домов.
По словам эксперта, одной из главных проблем остается своевременное получение информации о выморочном жилье. Раньше о нем власти узнавали едва ли не случайно: если соседи не сообщали о смерти квартировладельца, не имеющего наследников, то его квадратные метры могли пустовать годами. Кроме того, товарищества собственников жилья и управляющие компании нередко самостоятельно пользуются этим жильем, сдавая его в аренду и не ставя об этом в известность никого. С развитием электронных сервисов, объединяемых в единое цифровое пространство, скрывать выморочные квартиры становится все сложнее, но пока эта проблема остается распространенной.
Еще одна сложность связана с юридическим механизмом передачи жилья муниципалитету, если в нем есть зарегистрированные граждане, которые фактически проживают по другому адресу. Это особенно актуально для сел и деревень. Ясно, что если в сельском доме годами никто не живет, то он быстро приходит в негодность. Тем, кто остается зарегистрированным в них, местные власти предлагают добровольно сняться с регистрационного учета. Чаще всего на это предложение граждане отвечают отказом, заявляя, что их отсутствие временное, хотя оно продолжается многие годы. Еще одним аргументом недобросовестных жильцов служит заявление, что это жилье - их единственное, несмотря на то что они им не пользуются. И в этой ситуации суды часто принимают решение в пользу "виртуальных" жильцов, из-за чего жилища остаются неиспользуемыми и продолжают разрушаться.
Необходима норма, которая позволила бы муниципалитетам прекращать правоотношения с недобросовестными нанимателями, если доказано, что они длительное время не живут в данном доме или квартире, отмечает в своем исследовании кандидат юридических наук Леонид Рейдель. По мнению эксперта, для судов этот критерий должен стать главенствующим. В перечень оснований для расторжения договора социального найма в судебном порядке по инициативе наймодателя должно быть включено условие: если гражданин не использует жилье по назначению в течение года и более, договор с ним расторгается и жилплощадь передается тем, кто в ней действительно нуждается.