Концепция ускоренного развития: какие преимущества у транспорта, перешедшего на газомоторное топливо

В России готовится Концепция развития рынка газомоторного топлива
В период 2024-2035 годов за счет перехода транспортных средств и специальной техники на использование газомоторного топлива (ГМТ) снижение общих затрат на топливо составит 6,4 трлн руб. Такие расчеты представлены в "Концепции развития рынка газомоторного топлива в РФ на период до 2035 года", которая сейчас проходит межведомственное согласование в правительстве (документ есть у "РГ").
Максим Богодвид/РИА Новости

Представлено два сценария развития - базовый и целевой. Первый предполагает сохранения всех существующих и запланированных стимулов для расширения использования ГМТ. Целевой сценарий предусматривает ускоренную модель развития.

По словам заместителя председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Юрия Станкевича, сейчас доля ГМТ в общем объеме потребления моторного топлива в России не превышает 2% и имеет как минимум десятикратный потенциал к увеличению. Перевод автомобильного, морского, водного и железнодорожного транспорта, сельскохозяйственной, коммунальной, дорожно-строительной и карьерной техники на компримированный природный газ (КПГ) - метан или сжиженный природный газ (СПГ) - спровоцирует колоссальный экономический и экологический эффект, считает Станкевич.

Немного цифр. Будем говорить только о целевом сценарии (в базовом все значения на 25-40% ниже). Потребление газа как топлива к 2035 году вырастет до 15,4 млрд кубометров в год. В 2023 году потребление составило 2,19 млрд кубометров. Для сравнения, в 2023 году транзитом через Украину было прокачано 14,9 млрд кубометров газа.

К 2035 году число газовых заправок для автотранспорта должно увеличиться до 2715 единиц (сейчас их менее 1200). Также предполагается к 2035 году производство 551,3 тыс. автомобилей на КПГ (легковых и грузовых) и переоборудование под использование КПГ 550,8 тыс. автотранспортных средств на бензине. Общий парк авто на ГМТ должен вырасти с 316,5 тыс. в 2023 году до более чем 1,3 млн единиц.

Планируется выпустить на ГМТ: сельскохозяйственной техники - 18,8 тыс. единиц, коммунальной и дорожно-строительной техники - 3,8 тыс. штук. Кроме того, предусмотрено строительство 318 гражданских судов и 149 магистральных и маневровых локомотивов, а также 2,9 тыс. единиц карьерной техники на СПГ.

Рост рынка газомоторного топлива позволит России до 2035 года сэкономить 6,4 трлн рублей

На потребление транспорта на КПГ уйдет 8,4 млрд кубометров газа, на СПГ - 5 млн тонн (около 7 млрд кубометров). Сейчас потребление российским транспортом СПГ немного превышает 250 тыс. тонн в год.

Работы будут идти в три этапа, 2024-2025 годы - подготовка (разработка схем инфраструктуры, нормативных документов), 2026-2030 годы - реализация основных мер для расширения рынка ГМТ (строительство инфраструктуры, подготовка производств и прочее), 2031-2035 годы - выход на серийное производство техники на ГМТ, завершение создания инфраструктуры.

Как отмечает Станкевич, концепция - это документ стратегического планирования. Ее утверждение правительством - обязательный шаг, без которого выстраивание системного регулирования и принятие мер поддержки невозможно. Необходимо последовательно менять парадигму общественного восприятия ГМТ на то, что оно "доступно, экологично, безопасно". Пока ситуация обратная. Так, в настоящее время 28 регионов страны получают субсидии на переоборудование автомобильной техники для использования природного газа. Но в 2023 году количество техники, переведенной на газ, сократилось почти в два раза в сравнении с плановыми показателями: с 40 до 22 тысяч единиц.

По мнению заместителя председателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", члена экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрия Гусева, в документе пока очень мало конкретики. Ничего не говорится об основной проблеме, которая заключается в том, что люди боятся взрывоопасности газа. Нет никаких обязывающих позиций по переходу на ГМТ каких-то структур или регионов. К примеру, нет ясной программы замены нашего, действительно устаревшего флота на новые суда с двигателями на СПГ. И главное, нет ответственных за исполнение указанных планов, а также ничего не сказано о том, как будет происходить ценообразование на рынке ГМТ.

К 2035 году общий парк авто на газомоторном топливе должен превысить 1,3 млн единиц

При этом в концепции указывается, что снижение затрат на 6,4 трлн рублей будет достигнуто в том числе за счет уменьшения расходов на механизм демпфера для бензина и дизельного топлива (ДТ). Он позволяет удерживать оптовые цены на эти продукты в России ниже экспортных. Благодаря чему в рознице бензин и ДТ стоят у нас сравнительно дешево. Механизм подразумевает выплату из бюджета нефтяным компаниям части разницы между экспортной стоимостью нашего топлива и его котировками на бирже в России. Но за счет чего будут снижаться выплаты по демпферу - сокращения размера компенсаций, разделения по видам топлива или корректировки параметров выплат, в документе не уточняется. То есть будет ли уменьшаться субсидирование низких цен на бензин и ДТ, за счет чего будет расти привлекательность ГМТ, пока неизвестно.

Также в концепции не сказано ничего конкретного о расширении господдержки рынка ГМТ. А по словам Станкевича, в условиях ограниченных мер господдержки, действующих сегодня, даже реализация базового сценария, предполагающего увеличение потребления ГМТ в пять раз к 2035 году, является сверхамбициозной задачей.