Представлено два сценария развития - базовый и целевой. Первый предполагает сохранения всех существующих и запланированных стимулов для расширения использования ГМТ. Целевой сценарий предусматривает ускоренную модель развития.
По словам заместителя председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Юрия Станкевича, сейчас доля ГМТ в общем объеме потребления моторного топлива в России не превышает 2% и имеет как минимум десятикратный потенциал к увеличению. Перевод автомобильного, морского, водного и железнодорожного транспорта, сельскохозяйственной, коммунальной, дорожно-строительной и карьерной техники на компримированный природный газ (КПГ) - метан или сжиженный природный газ (СПГ) - спровоцирует колоссальный экономический и экологический эффект, считает Станкевич.
Немного цифр. Будем говорить только о целевом сценарии (в базовом все значения на 25-40% ниже). Потребление газа как топлива к 2035 году вырастет до 15,4 млрд кубометров в год. В 2023 году потребление составило 2,19 млрд кубометров. Для сравнения, в 2023 году транзитом через Украину было прокачано 14,9 млрд кубометров газа.
К 2035 году число газовых заправок для автотранспорта должно увеличиться до 2715 единиц (сейчас их менее 1200). Также предполагается к 2035 году производство 551,3 тыс. автомобилей на КПГ (легковых и грузовых) и переоборудование под использование КПГ 550,8 тыс. автотранспортных средств на бензине. Общий парк авто на ГМТ должен вырасти с 316,5 тыс. в 2023 году до более чем 1,3 млн единиц.
Планируется выпустить на ГМТ: сельскохозяйственной техники - 18,8 тыс. единиц, коммунальной и дорожно-строительной техники - 3,8 тыс. штук. Кроме того, предусмотрено строительство 318 гражданских судов и 149 магистральных и маневровых локомотивов, а также 2,9 тыс. единиц карьерной техники на СПГ.
На потребление транспорта на КПГ уйдет 8,4 млрд кубометров газа, на СПГ - 5 млн тонн (около 7 млрд кубометров). Сейчас потребление российским транспортом СПГ немного превышает 250 тыс. тонн в год.
Работы будут идти в три этапа, 2024-2025 годы - подготовка (разработка схем инфраструктуры, нормативных документов), 2026-2030 годы - реализация основных мер для расширения рынка ГМТ (строительство инфраструктуры, подготовка производств и прочее), 2031-2035 годы - выход на серийное производство техники на ГМТ, завершение создания инфраструктуры.
Как отмечает Станкевич, концепция - это документ стратегического планирования. Ее утверждение правительством - обязательный шаг, без которого выстраивание системного регулирования и принятие мер поддержки невозможно. Необходимо последовательно менять парадигму общественного восприятия ГМТ на то, что оно "доступно, экологично, безопасно". Пока ситуация обратная. Так, в настоящее время 28 регионов страны получают субсидии на переоборудование автомобильной техники для использования природного газа. Но в 2023 году количество техники, переведенной на газ, сократилось почти в два раза в сравнении с плановыми показателями: с 40 до 22 тысяч единиц.
По мнению заместителя председателя наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", члена экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрия Гусева, в документе пока очень мало конкретики. Ничего не говорится об основной проблеме, которая заключается в том, что люди боятся взрывоопасности газа. Нет никаких обязывающих позиций по переходу на ГМТ каких-то структур или регионов. К примеру, нет ясной программы замены нашего, действительно устаревшего флота на новые суда с двигателями на СПГ. И главное, нет ответственных за исполнение указанных планов, а также ничего не сказано о том, как будет происходить ценообразование на рынке ГМТ.
При этом в концепции указывается, что снижение затрат на 6,4 трлн рублей будет достигнуто в том числе за счет уменьшения расходов на механизм демпфера для бензина и дизельного топлива (ДТ). Он позволяет удерживать оптовые цены на эти продукты в России ниже экспортных. Благодаря чему в рознице бензин и ДТ стоят у нас сравнительно дешево. Механизм подразумевает выплату из бюджета нефтяным компаниям части разницы между экспортной стоимостью нашего топлива и его котировками на бирже в России. Но за счет чего будут снижаться выплаты по демпферу - сокращения размера компенсаций, разделения по видам топлива или корректировки параметров выплат, в документе не уточняется. То есть будет ли уменьшаться субсидирование низких цен на бензин и ДТ, за счет чего будет расти привлекательность ГМТ, пока неизвестно.
Также в концепции не сказано ничего конкретного о расширении господдержки рынка ГМТ. А по словам Станкевича, в условиях ограниченных мер господдержки, действующих сегодня, даже реализация базового сценария, предполагающего увеличение потребления ГМТ в пять раз к 2035 году, является сверхамбициозной задачей.