Цены на сливочное масло выросли почти на четверть с начала года

Самым подорожавшим продуктом с 8 по 14 октября снова стало сливочное масло - всего за неделю цены выросли на 1,4%, с начала года - на 21,49%, следует из данных Росстата.

Дорожали и другие молочные продукты: творог за неделю прибавил 1% (к декабрю прошлого года - 6,38%), сметана - 0,9% (11,02%), молоко пастеризованное - плюс 0,8% (11,16%), сыры твердые, полутвердые и мягкие - плюс 0,7% (6,4%).

При этом в целом инфляция замедляется вторую неделю подряд - на прошлой неделе она составила 0,12%, неделей ранее 0,14%.

Очевидно, что основной причиной такого подорожания стало увеличение спроса при снижении производства (как это было в прошлом году с мясом птицы и яйцами). Так, по данным Аналитического центра Milknews, производство сливочного масла в январе-августе снизилось на 1,7% к уровню 2023 года и составило 221,2 тысячи тонн. А потребление этой продукции в январе-июле увеличилось на 2%, до 261 тысячи тонн, запасы сливочного масла в январе-августе снизились на 22%, до 14,8 тысячи тонн.

Участники рынка объясняют подорожание молочной продукции также ростом себестоимости производства. По данным аналитического центра Союзмолока, только за сентябрь она выросла на 3,4% и превысила уровень августа 2023 года на 11,4%. Это было обусловлено ростом цен на корма, комбикорма, шрот и жмых. Дополнительным фактором роста операционных затрат стало повышение стоимости энергоресурсов (тарифы на электроэнергию для сельхозтоваропроизводителей выросли на 10,0%, дизельное топливо подорожало на 1,9%), а также инфляция и ожидаемое дальнейшее повышение затрат на зарплаты. Кроме того, повлияли повышение ключевой ставки и рост ставок по краткосрочным кредитам (в том числе льготным), привлекаемым сельхозтоваропроизводителями для финансирования операционной деятельности.

В сравнении с началом 2017 года себестоимость производства молока в августе 2024 года оставалась на 78,6% выше. В то же время средние закупочные цены на сырое молоко за этот период выросли только на 26,2%, указывают в Союзмолоке.

Ситуацией роста цен заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая направила запросы крупнейшим производителям сливочного масла. Организации должны предоставлять информацию о каждом планируемом повышении отпускных цен на эту продукцию до конца 2024 года. На основе полученных данных служба проведет анализ. Если ФАС выявит необоснованное повышение оптово-отпускных цен, это станет основанием для применения мер антимонопольного реагирования.

При этом у правительства есть право устанавливать предельно допустимые розничные цены на социально значимые продукты, если в течение 60 календарных дней подряд рост розничных цен на эти товары составляет 10% и более с исключением сезонного фактора. Однако последний раз этим инструментом пользовались еще во время пандемии, когда правительство ограничило розничные цены на подсолнечное масло (110 рублей за литр) и сахар (45 рублей за кг) - эти продукты резко подорожали на фоне ажиотажного спроса.

Для закрепления наметившейся тенденции к снижению инфляции необходимо продолжать стимулировать внутреннее производство и применять меры для расширения предложения, считает директор Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Александр Кнобель. В частности, в ситуациях, когда внутреннее предложение ограничено объективными причинами, логично рассмотреть либерализацию импорта. Позитивным примером такого регулирования внешней торговли он называет введение квот на беспошлинный ввоз куриного мяса в прошлом году. По мнению эксперта, мера способствовала стабилизации и даже снижению цены на курятину после их резкого роста в прошлом году.

Недавно Россельхознадзор уже разрешил нескольким компаниям из Ирана и Индии поставлять сливочное масло в Россию. Также традиционно на российском рынке присутствует молочная продукция из Беларуси.

"Часто звучат предложения ввести административные меры для сдерживания цен на социально значимые товары. Однако экономическая теория и исторический опыт показывают, что ценовой контроль приводит к дисбалансу: предложение стагнирует или снижается, а спрос продолжает расти. Это вызывает локальные дефициты или приводит к снижению качества продукции вследствие жесткого сокращения затрат на производство", - отмечает Кнобель.