Объединение с плюсом

В процессе интеграции банков "Открытие" и ВТБ были внедрены инновационные решения, которые сделали максимально комфортным переход клиентов. Одним из таких новшеств стал сервис онлайн-перехода, уникальный для российского банковского рынка. Благодаря ему миллионы клиентов смогли за пару кликов перевести свои продукты и сразу воспользоваться новыми выгодными предложениями ВТБ. Об этом "РГ" рассказал заместитель президента-председателя правления банка "Открытие" Юрий Андресов.
До конца года два банка планируют завершить все интеграционные процессы и перевести большую часть розничных клиентов.
До конца года два банка планируют завершить все интеграционные процессы и перевести большую часть розничных клиентов. / iStock / seb_ra

Юрий Николаевич, до завершения процесса перехода клиентов "Открытия" в банк ВТБ остается несколько месяцев. Каковы результаты на данный момент, сколько клиентов перешло?

Юрий Андресов: Перешли уже более 2,1 миллиона клиентов банка "Открытие", это больше половины всей активной клиентской базы. До конца года планируем завершить все интеграционные процессы и перевести большую часть розничных клиентов. Для этого мы разработали и запустили сервис онлайн-перехода, который ранее не использовался при интеграциях банков.

Что дал этот сервис, и как происходит онлайн-переход?

Юрий Андресов: Интеграция таких крупных кредитных учреждений сама по себе не имеет прецедентов на банковском рынке. Это объединение системообразующих банков страны, в рамках которого необходимо перевести продукты миллионов клиентов. Поэтому многие процессы были реализованы впервые на рынке, в том числе и сервис онлайн-перехода. Это полностью цифровой путь. В мобильном приложении или интернет-банке "Открытия" клиенты получили персональные уведомления с предложением о переходе. Открыть новый продукт и перевести деньги и кешбэк, накопленный по программе лояльности, можно буквально за несколько кликов. Но, чтобы перевести клиентов, с их стороны должно быть активное действие и согласие. То есть пользователь должен подтвердить переход. И чтобы заинтересовать клиентов в переводе продуктов, нужно было предложить не только удобный цифровой путь, но и привлекательные условия. Для этого еще до запуска онлайн-перехода мы тестировали весь процесс вместе с клиентами и анализировали обратную связь. Также клиентам было важно сохранить все банковские операции, которые они совершают каждый день. Поэтому команды банков предложили использовать автопереводы. Они позволяют в переходный период и некоторое время после него продолжить получать зачисления в прежнем банке и перенаправлять их в новый. При этом старая банковская карта останется активной и будет привязана к новому счету, что позволит пользоваться ею без ограничений.

Как клиенты отнеслись к возможности онлайн-перехода, насколько активно ей пользуются?

Юрий Андресов: Из более чем двух миллионов клиентов онлайн-переходом воспользовались 1,6 миллиона. Как видно из этих цифр, клиенты оценили новый сервис и активно его используют, хотя опция обслуживания в офисах для них также доступна.

Что меняется в связи с переходом для тех, кто выплачивает кредит, владельцев депозитов, держателей зарплатных и кредитных карт?

Юрий Андресов: Для клиентов с кредитами и вкладами при переходе мало что меняется, условия становятся только лучше. По действующим кредитам и срочным вкладам в рамках их сроков всё, включая процентную ставку, остается прежним. Мы уже практически завершили передачу ипотечных, авто и потребительских кредитов, совсем немного осталось до полного перевода портфеля средств клиентов. Владельцам кредитных карт "Открытия" мы предлагали аналогичный продукт ВТБ, а клиентам с задолженностью по ним еще и увеличили льготный период и дали кешбэк.

После интеграции двух банков объединенная финансовая группа значительно выросла, получив дополнительные ресурсы, в первую очередь человеческие

Вы сказали, что продуктовые условия для клиентов "Открытия" становятся даже лучше?

Юрий Андресов: Подчеркну важность перехода именно до конца 2024 года, потому что клиентам "Открытия" только в этом случае доступны дополнительные предложения, если они перевели свои продукты онлайн. Для вкладчиков в ходе интеграции мы запустили специальный вклад "Хороший", который стал своеобразным мостиком в ВТБ. По нему предлагалась повышенная ставка, в день закрытия вклада клиент может автоматически перевести все свои средства с этого депозита, включая проценты.

Юрий Андресов: Для клиентов с кредитами и вкладами при переходе из одного банка в другой мало что меняется, условия становятся только лучше. Фото: Предоставлено пресс-службой Банка

До 31 октября для вкладчиков также действует акция "Выгодное время". По ее условиям можно досрочно закрыть вклад в "Открытии" без потери процентов и оформления нового депозита в ВТБ.

Половина вкладчиков уже выбрали ВТБ для размещения своих сбережений. Для всех клиентов, переводящих средства, действуют повышенные ставки по вкладам и накопительным счетам как для новых клиентов с "рынка". Переход позволяет получить эти условия также клиентам, которые одновременно обслуживаются в обоих банках.

Причем пользователи могут перевести не только рубли, но и доллары США, евро и китайские юани, что сейчас невозможно сделать при переводе денег в другие банки. Также оба банка - единственные, между которыми возможен перевод драгоценных металлов по счетам ОМС.

Премиальное обслуживание в ВТБ (пакет "Привилегия") получили не только клиенты, имеющие статус "премиум" в "Открытии", но и другие с крупными остатками, раньше не имевшие премиального пакета.

Особые условия предлагаются и пенсионерам, и получателям различных социальных выплат, для них за переход предусмотрены надбавки.

Как проходит процесс интеграции банков? Какие этапы уже пройдены и что еще предстоит сделать до конца этого года или в следующем?

Юрий Андресов: Объединение стартовало в начале прошлого года. Все началось с создания единой банкоматной сети ВТБ, "Открытия" и РНКБ. С октября 2023 года начался перевод в ВТБ портфеля кредитов наличными, а весной 2024 - ипотечных и автокредитов.

Перевод пользователей также был постепенный. К большей части продуктов и сервисов ВТБ клиенты "Открытия" получили доступ с начала 2024 года: это кредитные и дебетовые карты, ипотека, автокредиты, часть из линейки вкладов. С июля 2024-го стала доступна вся розничная продуктовая линейка, включая вклады в рублях и китайских юанях, кредиты наличными и программы рефинансирования.

В мае 2024 года стартовал онлайн-переход, с помощью которого планируем перевести всех активных розничных клиентов и завершить интеграцию этого бизнеса к концу года.

В январе 2025 года "Открытие" будет присоединен к БМ-банку и прекратит работу на банковском рынке. В свою очередь, БМ-банк присоединится к ВТБ в мае следующего года.

Какую выгоду получает ВТБ от интеграции с "Открытием"? Будут ли использоваться какие-то наработки, продукты банка?

Юрий Андресов: После интеграции с "Открытием" объединенная финансовая группа значительно выросла, получив дополнительные ресурсы, имею в виду в первую очередь человеческие. Группа ВТБ получила профессионалов своего дела, мотивированных на достижение самых высоких результатов, с бесценным опытом работы в одной из крупнейших финансовых групп страны.

Для клиентов двух банков интеграция расширила ассортимент предлагаемых продуктов. К примеру, после начала интеграции ВТБ перешел на выплату кешбэка по картам в рублях, хотя ранее начислял клиентам бонусы. Более того, программа лояльности ВТБ стала более выгодной. Теперь клиенты ежемесячно могут выбирать больше категорий повышенного кешбэка, а его размер достигает 25 процентов.

Еще один привычный клиентам "Открытия" продукт - кобрендинговая карта с "Аэрофлотом". В ВТБ она была запущена в июне для клиентов "Привилегия" и "Прайм". За все покупки по карте ВТБ-Аэрофлот будут начисляться мили программы "Аэрофлот Бонус". Мили можно использовать на билеты, повышение класса обслуживания или на товары и услуги партнеров программы "Аэрофлот Бонус".

Для нас было принципиальным, чтобы интеграция "Открытия" и ВТБ сохранила лучшие практики, продукты и сервисы, сделав их доступными для всех клиентов объединенной группы.