Между родителями учеников разгорелась настоящая война, хотя баталии идут преимущественно в социальных сетях. Истина, как обычно, где-то посередине.
- В нашем классе учатся семь детей мигрантов, и они совершенно не говорят по-русски! Руководство школы на это не реагирует. Более того, нам предложили выучить узбекский язык, - написала в сердцах Ирина, мама одного из учеников.
Последнее утверждение вызвало цепную реакцию: новость мгновенно подхватили региональные СМИ, на руководство школы обрушился шквал негодования. Однако в действительности фразу директора, как это часто бывает в интернете, вырвали из контекста. Это подтверждают другие родители, которые в разговоре с корреспондентом "РГ" пожелали остаться анонимными. По их словам, учить узбекский никого не заставляли. Речь могла идти просто о паре слов на родном для детей мигрантов языке, чтобы им было проще влиться в коллектив, найти новых друзей и социализироваться.
Проведенные в школе проверки также не подтвердили факт призыва учить иностранный язык. Об этом в ответе на запрос "РГ" сообщили в министерстве образования Калининградской области.
- Было установлено, что руководство школы и учителя никак не призывали учеников и их родителей к соответствующим действиям. Вместе с тем в классе действительно обучаются семь детей иностранцев, пять из которых плохо владеют русским языком. Дети иностранных граждан приняты на учебу в полном соответствии с действующим законодательством в сфере образования, - прокомментировала министр образования региона Светлана Трусенева. - Ситуацию, безусловно, нужно менять, поэтому в школе уже предусмотрели для ребят дополнительные занятия.
Специалисты также провели психологическое исследование. Его результаты показали, что дети в классе хорошо общаются между собой, дружат и права русскоязычных не нарушаются. А полностью избежать конфликтных ситуаций на фоне столкновения языков и культур невозможно. Поэтому важно уделять особое внимание адаптации детей мигрантов. В министерстве образования Калининградской области добавили, что на региональном уровне уже работают соответствующие меры поддержки.
Первая из них - языковая. Во всех школах региона дети мигрантов могут учить русский язык как иностранный, независимо от уровня владения им. Для этого открыли специальный ресурсный центр на базе БФУ имени Канта, который одновременно готовит специалистов и оказывает школам методическую поддержку.
В середине сентября появилась информация о том, что якобы Минпросвещения рекомендовало школам принимать в класс не более трех детей иностранных граждан, которые плохо знают русский язык. Юристы отмечают, что ни о какой образовательной "селекции" в рамках действующего законодательства не может идти речи. Сегодня закон разрешает мигрантам привозить в страну свои семьи. Поэтому если иностранный гражданин легально находится на территории нашей страны, то отказать в приеме его ребенка в школу невозможно.