В 2023-м, который объявили Годом педагога и наставника, в регионе разработали комплексную программу, призванную поднять престиж профессии учителя. На ее реализацию до 2025 года планируется направить 2,8 миллиарда рублей, однако ситуация кардинально не меняется, хотя на Среднем Урале есть профильный вуз и несколько колледжей. Многие выпускники просто не доходят до школ, а другие, отдав образованию несколько лет, находят применение своим силам в других сферах. Почему? "РГ" не составило труда найти таких экс-педагогов. Кем они только не трудятся...
Иван девять лет преподавал биологию и географию в престижной частной школе Екатеринбурга:
- Я бы до сих пор работал в школе, если б очередной кризис не обесценил мой труд. Денег катастрофически не хватало. Мне пришлось стать разнорабочим, вкалывать по 12-14 часов на пределе сил, лишь бы прокормить семью - на тот момент у меня было двое детей. Спустя время я устроился в отдел снабжения одной из управляющих компаний, и сегодня меня все устраивает. Если б я все-таки захотел вернуться в школу, то, наверное, не вписался бы в современную реальность: новые методики, бесконечные отчеты, сама атмосфера… Раньше мы не боялись учеников. Если, например, я кого-то наказывал, родители всегда меня поддерживали.
Павел семь лет был учителем истории и обществознания сразу в двух школах Екатеринбурга: удавалось сверстать расписание уроков так, чтобы они не пересекались. При таком раскладе получал 60-65 тысяч рублей.
- Нагрузка достигала 36 часов в неделю без учета репетиторства. Я не помню, чтобы выпадали выходные и можно было на целый день выехать за город на шашлыки или вообще не готовиться к урокам, - вспоминает менеджер.
В коммерческую компанию Павел перешел два года назад. Доходы выросли существенно, аренду квартиры, связь, транспортные расходы теперь оплачивает работодатель. Даже без учета премий денег хватает, чтобы позволить себе два раза в год отдых в Турции и Абхазии, а также помогать родителям.
- На мой взгляд, люди уходят из образования по ряду причин: на первом месте нагрузка, которая у новичков в первый год-два зашкаливает. Причем это даже не насыщенная учебная программа, а внеурочные мероприятия, о которых становится известно в последний момент, и отчет нужно сдать уже завтра. Вторая проблема, рано или поздно возникающая у всех учителей, - соотношение затраченных усилий и зарплаты, - говорит Павел. - Третий аспект - хамство и неуважение со стороны родителей. Например, они не стесняются беспокоить педагога звонками в нерабочее время. Помню, опытные коллеги заводили вторую сим-карту, чтобы перенаправить туда весь поток родительского негатива.
Она единственная из наших героев, окончив вуз, не стала работать по специальности учителем математики и информатики. Такое решение Светлана приняла после прохождения производственных практик.
- В школе есть возможность хорошо зарабатывать, но тогда придется буквально умирать на рабочем месте. Другой вариант - вести уроки в свое удовольствие, но получать чуть больше прожиточного минимума. Кроме того, ты сталкиваешься с нежеланием детей учиться, с их недисциплинированностью и неуважительным отношением. Они могут дерзить, игнорировать твои вопросы или отвечать грубо, - сокрушается выпускница вуза.
Сейчас у Светланы свободный график, она сама его формирует. Не особо напрягаясь, зарабатывает 70 тысяч рублей в месяц.
- В школе я вел курс истории и обществознания классам из шести параллелей. Выделял минимум час на подготовку к каждому уроку. В колледже всего одна дисциплина, ко мне приходят студенты первого и второго курсов. Значит, можно раз посидеть над конспектом и прочитать одну и ту же лекцию в пяти-шести группах. Это значительно легче, при этом оплата труда выросла в два раза, - говорит Константин.
По словам Маргариты, в школе ей приходилось вкалывать на две с половиной ставки: совмещать обязанности учителя начальных классов, педагога-психолога, учителя математики, дополнительно брать учеников на платные услуги. Но даже при такой нагрузке в зарплатном квитке цифра никогда не превышала 70 тысяч рублей (в период с 2018-го по 2021 год).
- Сил не оставалось совсем, приходила домой и ни с кем не хотела разговаривать, - вспоминает Маргарита. - Доходило до конфликтов с близкими. Меня угнетала необходимость заполнять электронный журнал и дублировать информацию в бумажный. Прямо во время урока в класс мог ворваться директор и потребовать какой-то новый отчет. Неважно, что нельзя бросить детей: стоит отвернуться, они, конечно, не поубивают друг друга, но покалечат - легко, и тут же выложат все в Сеть.
Сегодня основной доход Маргарите приносит репетиторство, из 20 учеников семь занимаются онлайн. Время урока и его продолжительность выбирает сама. Такой подход, по словам Маргариты, позволяет работать на качество, а не на красивые оценки в журнале.
- Еще один перегиб (думаю, так дела обстоят во многих школах) - не просто сдать отчет и забыть про него, а постоянно "рисовать" детям хорошую успеваемость. Если ребенок не тянет, надо творить чудеса и пытаться исправить оценки. В репетиторстве такого нет. Чувствую у учеников мотивацию развиваться, стараться не вызубрить что-то машинально, а именно усвоить, поэтому они и показывают достойные результаты, - резюмирует бывшая учительница.
Заработанных денег Маргарите хватает, чтобы выплачивать ипотеку, автокредит и содержать ребенка.
Марина Подгайская, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом УрГЭУ, кандидат педагогических наук, 10 лет работала в школе:
- Престиж профессии учителя упал, поскольку система образования катастрофически отстала от требований времени по всем параметрам: уровню заработной платы, требованиям к организации и оформлению учебного процесса (когда отчетность занимает больше времени, чем работа с детьми, и показатели нацеливают педагога не на качество, а на приписки), по отношению учеников, которые видят позицию родителей и транслируют ее. Труд учителя должен быть высокооплачиваемым, а сама профессия - с высоким порогом входа по личностным качествам, свободная от политического влияния. Педагогов необходимо освободить от рутины отчетов. Родители голосуют рублем и ведут детей в частные школы, где ребенку комфортно и выше качество обучения. Единственный выход, который я вижу, - инвестировать в образование. Кроме того, властям пора признать, что они не справляются самостоятельно и нужно развивать частно-государственное партнерство.
Кстати
По инициативе педагогической общественности на Среднем Урале учредили звание "Заслуженный учитель Свердловской области". За два года его удостоены 26 человек. Кроме того, лучшие наставники ежегодно получают губернаторскую премию. Ее размер - от 160 до 270 тысяч рублей.