Современную лаковую миниатюру представили в музее декоративного искусства

Во Всероссийском музее декоративного искусства выставку "Новые сказки" называют беспрецедентной. Она и впрямь удивительна: лучшие мастера из Мстёры, Палеха, Холуя и Федоскино представили свои лучшие работы за последние 25 лет.
Предоставлено пресс-службой Всероссийского музея декоративного искусства.

Основу экспозиции составили произведения творческой группы "4+1", в которую входят Денис и Даниил Молодкины, Евгений Целиков, Михаил Комаров, Владимир Калинин и Ирина Ильина. У каждого - свой узнаваемый стиль, свои излюбленные темы и персонажи, а общее - одно: бережное сохранение и при этом ярко индивидуальное переосмысление традиционного народного промысла. И если для большинства зрителей "лаковая миниатюра" ассоциируется прежде всего с шкатулками и крохотными коробочками, то выставка поражает разнообразием предметов. Иногда - огромных, но заполненных тем самым ювелирно проработанным письмом.

Для триптиха "Слово о полку Игореве", созданного мстёрским династийным художником Денисом Молодкиным, потребовалось даже выделить отдельный зал. И это справедливо: свое эпическое произведение мастер писал почти два года (600 дней). Его размеры - 200 х 140 сантиметров, подобных произведений в технике лаковой миниатюры не создавалось более полувека. Здесь тысячи оттенков натуральных пигментов, привезенных со всего света, миллионы прикосновений кистью, тончайшая пропись деталей, остроумно зашифрованные в лучах восходящего солнца цитаты из "Слова…", выписанные славянской вязью. По силе воздействия и обилию информации эта работа способна соперничать с драгоценными православными иконами.

Совсем иначе работает художник из Холуя Михаил Комаров. Его стиль так и хочется сравнить с японским минимализмом. Листья подсохшей травы на темном небе с горящими вдали огоньками ("Ночной город"), серебристые проблески дождя, какие-то размытые, волшебные, безумно красивые переливы сине-сиреневых клубов в темном небе ("Космос за околицей") будят фантазию, заставляют вглядываться в эти панно с особым вниманием. Впрочем, и подробные обыденные картины на его шкатулках, отсылающие к традиции еще позапрошлого века, тоже есть. И они восхищают. Не только изяществом прописанных деталей, но прежде всего - изысканной колористикой ("Суббота. Баня").

Свои истории сочиняет Евгений Целиков из Палеха. Для него, похоже, не существует сказки, если в ней нет леденящих душу перипетий и страшных персонажей. Впрочем, добро, как водится, всегда побеждает зло, а потому злые герои у него, скорее, карикатурно-смешные, обаятельно-уродливые. Таковы, например, персонажи набора из двенадцати шкатулок "Восточный гороскоп", пластины "Социальная дистанция".

Близка социальная тема и Ирине Ильиной из Федоскино: ее работа "Селим (звонок мамы)" - прямо-таки бытовая зарисовка, подмеченная где-то в метро.

Вообще лаковая миниатюрная живопись приучает, похоже, современных художников к особо пристальному, внимательному всматриванию в детали. Так Владимир Калинин (Федоскино), плененный красотой льющегося через соты меда, оттенками свежезаваренного чая, фактурностью поджаристых блинов, завораживает этой красотой и зрителя. От его ларцов и шкатулок с гастрономическими мотивами невозможно оторваться!

К слову сказать, все произведения размещены максимально близко к стеклу витрин, что позволяет четко рассмотреть тончайшую живопись. Надо сказать спасибо куратору выставки и коллекционеру Олегу Марееву, у которого подготовка этой экспозиции заняла более десяти лет.

Чтобы вполне оценить работы сегодняшних мастеров, выставка дополнена экспонатами из собрания музея. Здесь шкатулки и броши палехских мастеров 20-х годов прошлого века с сюжетами народных сказок ("Жар-птица", "Леший и водяной"). Здесь же - по-новому осмысленные реалии советской жизни. Например, на пластине "Перед стартом" мы видим генсека Хрущева, дающего свой наказ космонавту Гагарину (1963 год). А такие работы, как "Магнитка" или "По плану ГОЭЛРО. ДнепроГЭС", наглядно демонстрируют, какими сказочно красивыми, по-былинному эпическими виделись производственные подвиги современникам.

200 работ. Десятки имен. И очевидный вывод: русское лаковое искусство умеет быть актуальным, ярким, неожиданным до провокационности и всегда интересным зрителю.