В Москве открылась выставка фотографий "Город-сказка"

Многоликая Москва предлагает нам на выставке в Музее современного искусства (ММОМА) взглянуть на себя через объективы двух современных российских фотографов, Михаила Розанова и Сергея Борисова. Схожих разве что тем, что оба работают в черно-белой гамме.

Розанов, еще в 90-х усвоивший уроки художников Новой академии Тимура Новикова в Санкт-Петербурге, исповедовавших безупречную академическую чистоту, вот уже много лет снимает архитектуру, архитектурные и природные ландшафты. Путешествуя по европейским столицам, снимая Москву и российскую глубинку, он пропагандирует творческий минимализм, делая акцент на городском пространстве, а не на сюжетах, которые его наполняют. На его снимках только стены.

"Город-сказка" (так называется выставка) - истории, которые рассказывает Москва через объектив фотографа. "Сказки" Розанова предельны по резкости, светотеням, идеальны в пропорциях.

Одна из розановских историй стала основой серии "Российская государственная библиотека", в выбранных из нее работах черные столбы подпирают белую крышу, статуи на крыше обзирают город до горизонта, стена с бесконечной сеткой окон. Серия "Город": высотка между сходящимися на середине реки, словно волны, мостами, скромная 12-этажка на фоне темного частокола Москва-Сити. Только камни и стекла, ни одного человека.

Сергей Борисов по профессиональной сути - художник-репортер. Его герои - это всегда заряженность на движение, подхваченное мастером, он умеет раскрыть модель, выжать из нее нужную эмоцию или сюжет. Или сотворить чудо на ходу. Вот в воздухе висит человек: друг художник по просьбе Борисова подпрыгнул в 1988 году на фоне академичного силуэта гостиницы "Украина" - и получился знаменитый "Полет", проданный на Sotheby s.

За десятки лет работы Борисов собрал целую коллекцию жанров - занимался портретной съемкой, студийной и городской, фотографировал ню, снимал рок-звезд на плакаты и героев андерграунда, публиковался в Photo, Vogue, Interview, Face... Он видит город только через людей и сквозь людей. Москва для Борисова не менее ценна, только в "Городе-сказке" признаваясь в симпатиях к Москва-сити, он сопоставляет в кадре красоту башни "Эволюция", прикрытую легким туманом, с прекрасной парой в черном на другом берегу реки. На соседнем снимке стройный обнаженный юноша смотрится еще стройнее на фоне гипсового истукана, а борисовская "Девушка с мячом" хоть и каменная, но тень за ней готова сама бросить мяч. У Розанова идеально выверенные углы, окружности и площади - у Борисова веселое хулиганство, юные лица, взгляды сквозь струи фонтана и осыпающуюся черемуху.

Кураторы сводят художников не только экспозиционно, но и сюжетно, заставляя нас решать, какая Москва нам нравится, живая или идеальная.

У Михаила Розанова, конечно, тоже случаются спонтанные решения. "Я однажды проснулся в полпятого утра с четким намерением пойти и снять панорамный вид Кремля, - вспоминает фотограф. - Снял - и получил ту воду - без волн, тот воздух и тот свет, которые хотел". Рассветный снимок, названный "Кремль. Монохромный портрет", вошел в альбом, выпущенный по заказу музеев Московского Кремля.