На форуме Finopolis обсудили, как бороться с кадровым голодом в сфере экономики

В этом году на экономические направления вузов было подано свыше 500 тысяч заявлений. При этом бюджетных мест на выделено чуть больше 14,5 тысяч. Такие данные привела в ходе секции "Кадровый голод: кто накормит финансовый рынок?" на форуме Finopolis директор департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки России Елена Тумакова.
Виталий Аньков/РИА Новости

"Это говорит о том, что интерес абитуриентов к экономическим направлениям высок: по числу поданных заявлений их опережает только IT-направление, - отметила Тумакова. - При этом количество бюджетных мест, выделяемых государством, сравнительно небольшое. А это значит, что среди абитуриентов очень высокий конкурс. На экономику идут подготовленные абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ. Спрос на эти направления по-прежнему есть".

Несмотря на это, экономическая сфера сегодня испытывает кадровый голод. Решать проблему нужно совместно: вузам, министерству и ведущим финансовым компаниям. Особенно это важно в условиях перехода на новую систему высшего образования.

"Сейчас мы готовим изменения в федеральный закон "Об образовании в РФ", которые коснутся всех необходимых вещей, связанных с внедрением этой новой модели и с описанием концепций, подходов, - рассказала Тумакова. - Формируется новый перечень специальностей, и мы заинтересованы в том, чтобы работодатели поучаствовали в этом процессе. Нужно ли менять названия, нужно ли вводить новые специальности, нужно ли от каких-то направлений оказаться. Точка зрения работодателя, заказчика особенно важна. Ждем от работодателей участия и в определении сроков обучения: за какой период оптимально готовить студента-экономиста.

Елена Тумакова подчеркнула: прежде всего необходимо увеличивать объем практики и практической подготовки при обучении студентов. "Это значит, что часть, и немалая, занятий студентов проходит не в аудиториях, а на реальных, конкретных рабочих местах. Здесь без ответной реакции работодателя, без его готовности принимать этих студентов на практику нам не обойтись", - обратилась Тумакова к представителям компаний.

Комментарии

Ольга Дергунова, директор Высшей школы менеджмента СПбГУ, заместитель президента-председателя правления Банка ВТБ:

"Менеджмент - это о том, что ты каждый день практикуешься в том, чему тебя учат. И так в любой из сред, в любом из бизнесов. Иначе какой ты управленец? Поэтому первый раз будущий менеджер, поступающий в ВШМ, видит индустрию и представителей бизнеса 1 сентября, когда приходит на первую лекцию. В этот момент мы как учителя стоим на сцене и объясняем, куда вообще ребята попали. И говорим откровенно: мы очень рады вас видеть, вы большие молодцы, прошли сложный отбор, но 15 процентов после первого курса будут отчислены. Потому что нам нужны те, которые в состоянии достигать результата, несмотря на то, что вам будет сложно на первом курсе. Мы вам поможем. Но это ваша зона ответственности - достичь результата. И дальше уже мы постоянно встречаемся, показываем все бизнес-процессы. Итог: к выходу из бакалавриата 90 процентов наших выпускников уже трудоустроены".

Евгений Ивашкевич, ректор Центрального университета:

"Несмотря на то, что Центральный университет - это негосударственный вуз, он не является корпоративным и создан как раз для преодоления кадрового голода в сфере подготовки бизнес-кадров и IT. Образовательные программы у нас делятся на три уровня сложности - синий, красный и черный, по аналогии с лыжными трассами. Студенты начинают с изучения всех дисциплин на разных уровнях, могут регулировать их сложность. Но одно направление обязательно должно быть освоено на профессиональном (черном) уровне, в то время как другие можно изучать на красном или синем, в зависимости от индивидуальных потребностей. Благодаря этой системе можно получить до трех специальностей одновременно: разработка, машинное обучение, бизнес и аналитика.

Формула обучения бакалавриата в университете основана на модели "2+2". Первые два года студенты получают фундаментальное образование по нескольким дисциплинам, а в течение следующих двух лет они проходят практику у партнеров.

При этом мы по сути открываем приемную кампанию за год: уже в октябре начинаем общаться с одиннадцатиклассниками, присматриваемся к ним на конкурсах и практико-ориентированных олимпиадах. Вместо того чтобы полагаться исключительно на результаты ЕГЭ, фокусируемся на общих способностях и талантах поступающих".