Поисками дохода некоторые куряне озаботились сразу же, как прибыли в областной центр. Но как трудоустраиваться, когда нет той же трудовой книжки? И чем подтвердить свою квалификацию, ведь дипломы - дома, куда теперь не дойти и не доехать?
В областном комитете по труду и занятости сразу же успокоили переселенцев. Во-первых, все это можно восстановить - стоит только подать нужные запросы.
Во-вторых, из той организации, где человек работал до известных событий, увольняться не обязательно, можно оформить договор о внешнем совместительстве. Последним инструментом воспользовались многие, а теперь правительство РФ изменило порядок трудоустройства для всех эвакуированных не только Курской, но и Белгородской и Брянской областей. Жители приграничья могут трудоустраиваться к другому работодателю на полную ставку без предъявления документов об образовании и квалификации. При этом, как показывает курский случай, искать работу почти не приходится: она сама ищет сотрудников.
Помимо этого, те региональные компании, которые имеют подразделения как в приграничье, так и на удаленных от него территориях, просто произвели ротацию. Тех сотрудников, которые были вынуждены покинуть свои дома, перевели в другие структуры. Причем зачастую с предоставлением жилья и различных выплат для поддержки в первое время на новом месте.
Житель села Коренево, что находится рядом с одноименным районным центром, Владимир Боровков - всю жизнь за рулем. На малой родине трудился в агропромышленном комплексе: возил сотрудников на служебном автобусе до работы и по домам. Еще раньше - колесил на фуре, а потому каждый уголок не только курского, но и белгородского приграничья знает как свои пять пальцев. Теперь вот сдержанно улыбается за рулем большого городского автобуса в Курске.
Мы встречаемся на "конечной" его маршрута. Он пропускает поздний завтрак и рассказывает о том, что из родных домов бежали в начале августа не только он, но и родители, и бабушка. Жутких подробностей о том, как эвакуировались, от этого собеседника не дождаться: "Пока просто громко было, не думали уезжать, а когда дрон повис над головами... ну, какие сомнения..." Теперь все вместе три поколения семьи живут в трехкомнатной квартире, которую сдали им знакомые за 15 тысяч рублей. Теперь такие цены в Курске - редкость: меньше сорока за убитую "однушку" не найти. "На работу долго, наверное, устраивались?" - спрашиваю. "Да моментально взяли меня с руками и ногами", - говорит Владимир.
Водителей в Курске - дефицит, а новая маршрутная сеть требует их больше и больше. Транспорт выходит на маршрут в шесть утра и колесит почти до полуночи. "Но график можно выбирать, - поясняет Владимир. - Я решил три дня работать и три - отдыхать".
Курянин признается, что работа сложная - с раннего утра и до поздней ночи на маршруте. Но в целом ему нравится: зарплата достойная, коллектив дружный. Родители Владимира тоже не стали сидеть сложа руки: отец сел за руль фуры, мама устроилась в пекарню. "По-другому не привыкли как-то, - пожимает он плечами и доверительно произносит, что водителем автобуса быть совсем не мечтал. - Я категорию "Д" открыл просто так. Мне еще и говорили, мол, да зачем она тебе нужна... только время тратишь... А теперь вот как пригодилась. Вообще все хорошо, только очень домой хочется".
Владимир и в Шебекино заезжал по долгу службы, и Белгород хорошо знает, а в приграничье Курской дуги теперь все стали как-то ближе и роднее друг другу. Только зелененький автобус выходит на маршрут, поездка расписана по минутам. Владимир внимательно следит и за дорогой, и за обстановкой в салоне. Пассажирам с ним спокойно. По солнечному осеннему Курску едем уже молча: отвлекать профессионала от работы нельзя - правила строгие, и водитель Боровков им следует. Только прощаясь, он говорит: "И пусть у вас тоже все будет хорошо". У всех у нас все будет хорошо!
А пока курских переселенцев приглашают на десять тысяч вакантных рабочих мест, почти пятая часть из которых предполагает самое важное - предоставление жилья.