Масштабное инженерное сооружение должны закончить до конца 2028 года.
Глава республики Айсен Николаев дал старт основному циклу исторической стройки.
"Мы стали свидетелями исторического события - начинается строительство моста через реку Лену. Благодаря поддержке Владимира Владимировича Путина воплощается в жизнь вековая мечта многих поколений якутян", - сказал Айсен Николаев, открывая мероприятие.
Он выразил надежду, что строители и партнеры проекта из Группы "ВИС" и Сбер сделают все, чтобы работа была завершена в установленные президентом РФ сроки.
Проект Ленского моста сделан в лучших инженерных институтах России. Он будет первым мостом в мире, построенным на вечной мерзлоте. Проектанты учли все особые условия строительства и эксплуатации: низкие температуры зимой, интенсивный ледоход, сильные паводки и сложную логистику завоза материалов. Глава Якутии убежден, что его появление еще больше ускорит развитие Республики и всего северо-востока страны.
Ленский мост создаст транспортный узел, в котором сойдутся железная дорога, речной и авиационный транспорт, а также трассы республиканского значения. Он соединит Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали с Северным морским путем, автомобильные дороги "Лена" и "Колыма" с автодорогой "Вилюй", то есть Восточную часть России с побережьем Охотского моря.
Строительство Ленского моста сформирует северный широтный пояс "Восточная Сибирь - Мирный - Якутск - Магадан", сократит маршрут от Новосибирска до Магадана на 905 км, а в будущем поможет создать международный транспортный коридор Россия - Азиатско-Тихоокеанский регион.
По оценкам экспертов Министерства экономического развития РФ социально-экономические эффекты проекта превосходят инвестиции в 1,6 раз. Так, снижение транспортных расходов окажет значительное влияние на расходы различных отраслей экономики, что, в свою очередь, повлияет на рост доходов граждан и положительно скажется на качестве жизни населения. Стоимость потребительской корзины граждан Якутии снизится, существенно возрастет транспортная доступность населения.
Автомобильный мост будет двухполосным с пропускной способностью 5300 автомобилей в сутки. Его общая протяженность с автомобильными подходами составит 14,5 километра, без них - 4,6 километра из которых 2,5 будут находиться в русловой части.
В целом необходимо построить 26 опор для моста: три - в русле реки, остальные на берегах. Под каждой опорой будет от 18 до 32 буронабивных свай в сухопутной части, от 102 до 208 - в русловой. Сваи диаметром в полтора метра и длиной от 10 до 40 метров. Для строительства самой большой опоры моста для центрального пилона потребуется 208 свай и более 10 000 кубометров бетона.
Крупный проект реализуется по концессионному соглашению между правительством Якутии и Группой "ВИС".
"Сегодня исторический день для Якутии и для Группы "ВИС". Мы начинаем то, чего никто в мире еще не делал. Уверен, что за ходом строительства с интересом будут наблюдать не только на Дальнем Востоке, но и во всей России и дружественных странах", - отметил председатель Совета директоров Группы "ВИС" Сергей Ромашов.
Он заверил, что в компании осознают высокую ответственность, сложность и сжатые сроки строительства и поэтому к работе подключат все имеющиеся компетенции и ресурсы Группы "ВИС". По словам Ромашова, уже летом начнутся работы в русле реки.
По соглашению с правительством Якутии и Группой "ВИС" финансовым партнером концессии является Сбер.
"Начало строительства Ленского моста - это долгожданное событие для Якутии. Сбербанк гордится участием в этом важном проекте, решение о финансировании которого было принято еще в 2020 году", - сказал управляющий Якутским отделением Сбербанка Олег Бугай.
Сбер готов быть надежным финансовым партнером по проекту и готов поддержать его дальнейшую реализацию.