Считается, что лучшие штурмовики в основном это выходцы из казачьих подразделений. Казаки подбирают для подготовки опытных инструкторов, очень дотошно подходят к процессу обучения. Изучают, как меняется тактика обороны у противника, и сразу вносят коррективы в программу обучения. "Нагрузки бывают запредельными, силовая выносливость просто необходима, без нее никак. Когда нет боевой работы, гоняем ребят до седьмого пота на полигонах. Ведь известно, что тяжело в учении - легко в бою. Это доказано неоднократно", - отмечает комвзвода.
Говорит, что в штурмовики идут настоящие мужчины со стальными нервами. Конечно, боятся при выходе на боевую задачу все. Но нужно суметь этот страх подчинить себе. Сделать так, чтобы он мобилизовал человека. С дрожащими коленками в атаку не ходят.
Штурмовик сейчас - это универсальный солдат, который может практически все. Он должен уметь стрелять из любого вида оружия, запускать разведывательный дрон, оказывать первую медицинскую помощь. Выходя на штурм вражеских укреплений, концентрация внимания выкручивается на максимальные значения. Нужно смотреть под ноги, чтобы не нарваться на мину-растяжку, при этом оглядываться по сторонам, чтобы не нарваться на засаду, слушать небо, чтобы вовремя почувствовать приближение вражеского дрона.
Но, наверное, самое главное - иметь сильные ноги. Как шутят ребята - если волка ноги кормят, то штурмовика спасают. Выносливость для бойцов штурмовых подразделений - это главный критерий профессионализма. На себе бойцы тащат оружие, боекомплект, питание. При этом на них бронежилеты весом под 20 килограммов. И с таким грузом приходится наматывать не один десяток километров.
Боец Крещеный на СВО с самого начала. Пришел добровольцем, сразу попросился в штурмовики. Начинал рядовым. Сначала выполнял задачи на харьковском направлении, сейчас воюет на донецком. За 2,5 года дорос до взводного. Сейчас выполняет задачи в интересах группировки "Юг".
Он рассказывает, что за это время тактика применения штурмовых подразделений сильно поменялась. Каждый месяц, да и после каждого выхода, что-то меняется, бойцы стараются постоянно обкатывать новые навыки при заходах в опорники ВСУ.
Сейчас штурмовые отряды не используют лобовые атаки. Стараются действовать обходами и охватами. Включать солдатскую смекалку. На тренировках оттачивается тактика ведения боя в двойках и тройках. Такие группы зачастую остаются незамеченными вражеской разведкой и используют фактор внезапности.
"Людей стараемся беречь. Попросту не кидать в бессмысленные атаки. Позиция противника тщательно изучается, определяются слабые места, намечается план действий и только потом идет заход на опорник. Штурм не терпит суеты. Сначала идет двойка или тройка самых опытных, матерых штурмовиков. За ними следует еще одна группа, которая должна по команде помочь удержать захваченные позиции", - объясняет Крещеный.
Конечно, основной враг штурмовика - это беспилотники, в войсках их называют "птицами". Лучшим другом бойца в момент появления дрона в небе становится дробовик. Все группы, выходящие на задание, стараются укомплектовать ружьем и необходимым запасом патронов. Кроме того, для подавления беспилотника также используются станции радиоэлектронной борьбы, а также дрондетекторы, помогающие определить появление "птички" в небе.
"Иногда лучше вообще прикинуться ветошью. Встать за дерево и не шевелится. Тогда дрон тебя не видит. Начнешь стрелять, сразу раскрываешь свою позицию, и тут уже промаха быть не должно", - рассказывает Крещеный. "Вообще, конечно, лучше оставаться незамеченным. Не раскрыть себя заранее, когда выдвигаешься на штурмовку", - говорит Крещеный.
ВСУ постоянно пытаются преподнести нашим бойцам какие-то неприятные сюрпризы. Используют дроны для дистанционного минирования территории, скидывают рядом с дорогами какие-нибудь приметные вещи, чтобы их заметили и попытались поднять. К примеру, минируют рюкзаки. Или ставят на самоуничтожение дрон. Если он сбит или обездвижен РЭБ, то лучше его сразу уничтожить. Были случаи, что дроны взрывались через несколько часов, после того как их обнаруживали и забирали себе.
По словам Крещеного, сейчас подразделения ВСУ очень неоднородны. Бывает, что украинские формирования, что называется, упираются рогом, очень сложно их выбивать из опорного пункта. Но есть случаи, когда, увидев, что позиции начинают штурмовать, они просто уходят.
"Могу предположить, что такое поведение у недавно мобилизованных украинцев, которые просто не понимают, за что они бьются. А вообще при штурме нужно понимать, что у противника тоже люди воюют, а не роботы. Они также боятся, не хотят умирать. Бой на короткой дистанции не каждый сможет выдержать психологически, если к этому целенаправленно не готовиться", - говорит комвзвода.
Конечно, в действиях штурмовых групп очень много зависит от командира. Он для штурмовиков - самый главный человек. Только от командира зависит, как грамотно выполнить поставленную задачу и при этом сохранить жизни людей.
"Командир прежде всего это самый лучший боец, который может своим примером показать, как выполнить ту или иную задачу. То есть ты должен знать все о работе штурмовика, постоянно повышать свои навыки. Не показывать, что ты нервничаешь, всегда оставаться спокойным. Хотя бы внешне. Твои бойцы на тебя смотрят и перенимают поведение", - говорит комвзвода. Отмечает, что проще, конечно, воевать простым штурмовиком. У командира больше ответственности за людей. "Бывает, отправишь группу на штурм, а сам сидишь как на иголках, постоянно рацию слушаешь. Дошли, не дошли, есть раненые или нет. За ребят волнуешься больше, чем за себя", - говорит взводный.
Помимо атак на позиции противника штурмовики также могут быть задействованы в разведке или отражении контратак ВСУ.
Крещеный рассказывает, что при атаке на наши позиции ВСУ сначала используют большое количество ударных дронов, затем бросают на штурм бронехнику, под прикрытием которой наступает пехота.
"Птичек" они не жалеют, конечно. Бывает несколько десятков их сразу прилетает. Но ничего, справляемся. Отражаем эти накаты", - говорит военный.
Удивительно, но за все время военной спецоперации Крещеный не получил ни одного ранения. Говорит, что вера в Бога помогает очень сильно. Без молитвы он не начинает ни одного серьезного дела.