Сергей Лавров отметил, что "Россия традиционно уделяет приоритетное внимание развитию гуманитарных связей в рамках объединения, в том числе в ходе своей председательской "вахты". Трудно переоценить их роль в деле углубления дружбы, доверия и взаимопонимания между представителями разных цивилизаций, религий и макрорегионов".
У публичной дипломатии есть множество эффективных механизмов, но когда речь идет о формировании новых компетенций у молодых специалистов, в игру вступает образовательный компонент. В столь многогранном и быстроменяющемся мире образовательные программы должны соответствовать веянию времени - уметь быстро подстраиваться под целевую аудиторию и формировать практические навыки. Изобретать велосипед не нужно, но важно следовать трендам и теорию обязательно сочетать с практикой. А сферы познания следует постоянно расширять - только так можно оставаться востребованным в высокоскоростном и высокотехнологичном мире. Именно такие критерии используются при составлении образовательной программы для формирования будущего поколения международников, которые выбрали в качестве вектора своего профессионального развития страны БРИКС.
На церемонии открытия Виктория Панова, руководитель Экспертного совета БРИКС - Россия, проректор НИУ ВШЭ отметила, что в этом году "Школа БРИКС" является частью российской программы поддержки университетов "Приоритет 2030". Она подчеркнула важность контактов, возникающих в рамках Международной школы БРИКС: "С момента своего создания в 2017 году Международная школа БРИКС играет важную роль в воспитании нового поколения экспертов, специализирующихся на исследованиях, связанных с тематикой БРИКС. Эта миссия имеет огромное значение, поскольку молодежь - важнейшая составляющая в построении и обеспечении будущего любого государства или международной структуры".
Тимофей Бордачев, заведующий сектором "Страновой анализ и анализ национальных стратегий БРИКС" Экспертного совета БРИКС-Россия, научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ и программный директор Международного дискуссионного клуба "Валдай" отметил наиболее важные тренды. В постоянно меняющемся ландшафте международных отношений формирование и развитие БРИКС выделяется значимым историческим моментом, подчеркнул Бордачев, отмечая, что создание объединения стало ответом на смену международных парадигм: "БРИКС - это продукт перемен. Полагают, что БРИКС - внешний фактор, способствующий изменениям, происходящим в международной системе. Но объединение было продуктом основных тенденций, возникших в международном сообществе еще к концу 90-х годов".
Такая интерпретация подчеркивает, что БРИКС является одновременно катализатором и результатом трансформации глобальной динамики и создан в результате необходимости адаптироваться к новым геополитическим реалиям.
По мнению Георгия Толорая, исполнительного директора Национального комитета по исследованию БРИКС, руководителя Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН, выступившего на мероприятии перед молодыми специалистами, растущее влияние стран - участниц объединения и их заинтересованность в глобальных диалогах и процессах принятия решений еще больше укрепляет значимость БРИКС на международной арене.
В свою очередь, "Школа БРИКС" представляет собой серьезную гуманитарную инициативу в современном контексте изменяющихся геополитических условий и вызовов, в том числе в связи с вовлечением в формат БРИКС новых стран-участниц. В эпоху увеличивающейся глобализации и взаимозависимости стран стратегическое сотрудничество между странами-участницами БРИКС становится ключевым фактором для решения современных проблем. Поэтому неудивительно, что тема БРИКС плотно закрепилась в топе вопросов международной повестки, а количество тех, кто ей интересуется, растет в геометрической прогрессии.
Сергей Орлов, заместитель исполнительного директора Фонда публичной дипломатии имени Александра Горчакова отметил особую роль в продвижении целей БРИКС через образовательные инициативы, одной из которых и является "Школа БРИКС". На его взгляд, проведение и реализация Международной школы БРИКС служит подтверждением долгосрочного видения БРИКС и стремления группы и глав этих государств воспитать будущих лидеров, а также создать более интегрированное и гармоничное мировое сообщество: "Я вижу, как растет интерес к БРИКС, как молодые люди вовлечены в изучение тем, связанных с БРИКС. И наша главная цель как организации - способствовать диалогу в различных областях, таких как наука, культура, молодежное сотрудничество".
Программа имеет и важное значение для укрепления международной стабильности, актуальна в контексте подготовки кадров, способных эффективно реагировать на новые требования в образовании и науке, такие как цифровизация и устойчивое развитие. В эпоху закрепления нового миропорядка особую актуальность приобретает формирование будущего поколения, лидеров и специалистов, готовых к глобальным вызовам и возможностям.
"Школа БРИКС" в первую очередь характеризуется практическим обучением, направленным на совершенствование личных качеств и профессиональных навыков. Участники программы имеют уникальную возможность прослушать специально подготовленный курс лекций ведущих российских и иностранных экспертов по тематике БРИКС, принять участие в мастер-классах, деловых играх, дебатах, дискуссиях и развить коммуникативные навыки, расширить свой профессиональный кругозор, детально изучить особенности взаимодействия стран БРИКС, их позиции на мировой арене, участие в формировании нового миропорядка в условиях нарастающей глобальной нестабильности, перспективы институционализации формата БРИКС, цели и задачи объединения на перспективу. Образовательная часть программы разделена на тематические модули, в формировании которых принимают участие организации-партнеры - ведущие научно-исследовательские центры России, чьи штаб-квартиры располагаются в Москве. Высокая интенсивность образовательного блока позволяет обеспечить всестороннее информационное насыщение. Это в первую очередь образовательный проект, и объем полученных знаний и навыков - главный показатель эффективности.
Лекторы "Школы БРИКС" - эксперты, обязательно из разных сфер и, что важно, из разных стран (отличительная особенность программы - формирование широкого мировоззрения, учитывающего разные точки зрения для устранения однобокого зашоренного мышления), которые обладают значительным опытом в сфере образования, науки и технологий и могут обмениваться знаниями и ресурсами в рамках программы, что способствует улучшению качества образования, научных исследований и инновационного развития. Кроме того, они играют роль менторов, помогая молодым специалистам естественно встраиваться в повестку.
В число наставников входят ведущие эксперты и практики как из России, так и со всего мира. Содержание лекций включает не только раскрытие принципов взаимодействия стран БРИКС, но и формирование информационной осведомленности о важных международных событиях, образовательных программах, грантовых конкурсах и проектах, доступных для молодежи из стран БРИКС. Нередко участники спустя пару лет сами становятся менторами для нового поколения, сохраняя традиции и преемственность.
Важно и то, что "Школа БРИКС" создает безопасную и толерантную среду, в которой участники могут лучше раскрыть свои способности и выстроить доверительный диалог между представителями разных стран, культур и религий. Программа призвана объединить молодых людей стран БРИКС и стран "аутрич" (ближний круг друзей) для реализации перспективных инициатив, направленных на развитие сотрудничества, особенно это актуально в год председательства России в БРИКС. Чтобы участникам было легче найти общий язык, в программе всегда используется элемент игры для развития межкультурных связей.
Целевая аудитория "Школы БРИКС" столь же широка и многогранна, как и само объединение. В программе принимают участие молодые студенты и аспиранты, ученые, дипломаты и представители профильных министерств и ведомств, предприниматели, журналисты-международники, представители НКО и общественных объединений из стран БРИКС и стран "аутрич" в возрасте от 18 до 35 лет.
В 2024 году в программе приняли участие 85 молодых лидеров из более чем 35 стран и 40 городов. Это своеобразный рекорд для "Школы БРИКС", которая теперь известна в самых удаленных уголках мира.
Ирина Ярыгина, руководитель рабочей группы "Финансово-инвестиционное сотрудничество", заведующая базовой кафедрой Газпромбанка "Экономика и банковский бизнес" МГИМО МИД России, научный руководитель программ в Финансовом университете при Правительстве РФ, выступая перед участниками мероприятия, отметила, что для стран БРИКС характерно находить консенсус и уважать интересы каждого члена объединения.
Ирина Ярыгина подчеркнула, что страны БРИКС играют важную роль в формировании глобального порядка, основанного на взаимовыгодном сотрудничестве: "Мы - БРИКС, и наши партнеры - это глобальный альянс, и это не только возможность для нас активно развиваться, это большая ответственность для нас всех".
После восьми лет реализации программы можно уверенно говорить о ее наследии. Выпускники формируют сеть партнерств и продолжают взаимодействие друг с другом, а также с организаторами, экспертами и по окончании программы становятся амбассадорами БРИКС, делятся своими инициативами и успехами в их реализации, совместно участвуют в новых проектах. Кроме того, программа способствует популяризации БРИКС на международной арене. А в нынешних условиях это еще одна возможность противостоять информационному давлению и открыто, без галстуков, обсуждать насущные проблемы.
Начиная с 2017 года успех проекта знаменует собой запуск неформального сообщества молодых профессионалов-БРИКСологов. С каждым годом количество участников проекта увеличивается, и благодаря им растет и само сообщество.
Аналогичные программы действуют в Китае и, с недавнего времени, в Южной Африке, что позволяет ежегодно формировать целый срез молодых специалистов, которые формируют глобальное движение "за БРИКС", а БРИКС, как известно, - за мир, развитие и процветание.
Программа проводится с 2017 года на ежегодной основе при консультационной поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации с целью расширить пул молодых экспертов-БРИКСологов для формирования кадрового резерва и дальнейшего развития молодежного трека взаимодействия в рамках БРИКС.