О значении гуманитарных инициатив в современном контексте изменяющихся геополитических условий

"Школа БРИКС" дала возможность формировать новое поколение международников
В Москве прошла VIII Международная научно-образовательная программа "Школа БРИКС", призванная формировать новое поколение международников, специализирующихся на объединении БРИКС. В приветственном обращении министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, которое зачитал замглавы МИД РФ - шерпа России в БРИКС Сергей Рябков, было подчеркнуто, что за прошедшие годы данный формат утвердился в качестве востребованной площадки, предоставляющей возможность молодым амбициозным людям из разных стран расширить свой профессиональный кругозор и, в первую очередь, получить актуальную информацию о взаимодействии по линии БРИКС.
Валерия Горбачева, заместитель руководителя Экспертного совета БРИКС, начальник Управления развития многосторонних стратегических проектов НИУ ВШЭ.
Валерия Горбачева, заместитель руководителя Экспертного совета БРИКС, начальник Управления развития многосторонних стратегических проектов НИУ ВШЭ. / roscongress.org

Сергей Лавров отметил, что "Россия традиционно уделяет приоритетное внимание развитию гуманитарных связей в рамках объединения, в том числе в ходе своей председательской "вахты". Трудно переоценить их роль в деле углубления дружбы, доверия и взаимопонимания между представителями разных цивилизаций, религий и макрорегионов".

По доброй традиции в рамках "Школы БРИКС" проходит встреча участников с заместителем министра иностранных дел, шерпой России в БРИКС Сергеем Рябковым, который вдохновляет сотни молодых людей во всем мире становиться БРИКСологами. Фото: roscongress.org

У публичной дипломатии есть множество эффективных механизмов, но когда речь идет о формировании новых компетенций у молодых специалистов, в игру вступает образовательный компонент. В столь многогранном и быстроменяющемся мире образовательные программы должны соответствовать веянию времени - уметь быстро подстраиваться под целевую аудиторию и формировать практические навыки. Изобретать велосипед не нужно, но важно следовать трендам и теорию обязательно сочетать с практикой. А сферы познания следует постоянно расширять - только так можно оставаться востребованным в высокоскоростном и высокотехнологичном мире. Именно такие критерии используются при составлении образовательной программы для формирования будущего поколения международников, которые выбрали в качестве вектора своего профессионального развития страны БРИКС.

Виктория Панова: Международная школа БРИКС играет важную роль в воспитании нового поколения экспертов. Фото: roscongress.org

На церемонии открытия Виктория Панова, руководитель Экспертного совета БРИКС - Россия, проректор НИУ ВШЭ отметила, что в этом году "Школа БРИКС" является частью российской программы поддержки университетов "Приоритет 2030". Она подчеркнула важность контактов, возникающих в рамках Международной школы БРИКС: "С момента своего создания в 2017 году Международная школа БРИКС играет важную роль в воспитании нового поколения экспертов, специализирующихся на исследованиях, связанных с тематикой БРИКС. Эта миссия имеет огромное значение, поскольку молодежь - важнейшая составляющая в построении и обеспечении будущего любого государства или международной структуры".

Тимофей Бордачев отметил, что создание объединения стало ответом на смену международных парадигм. Фото: roscongress.org

Тимофей Бордачев, заведующий сектором "Страновой анализ и анализ национальных стратегий БРИКС" Экспертного совета БРИКС-Россия, научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ и программный директор Международного дискуссионного клуба "Валдай" отметил наиболее важные тренды. В постоянно меняющемся ландшафте международных отношений формирование и развитие БРИКС выделяется значимым историческим моментом, подчеркнул Бордачев, отмечая, что создание объединения стало ответом на смену международных парадигм: "БРИКС - это продукт перемен. Полагают, что БРИКС - внешний фактор, способствующий изменениям, происходящим в международной системе. Но объединение было продуктом основных тенденций, возникших в международном сообществе еще к концу 90-х годов".

Такая интерпретация подчеркивает, что БРИКС является одновременно катализатором и результатом трансформации глобальной динамики и создан в результате необходимости адаптироваться к новым геополитическим реалиям.

Георгий Толорая подчеркнул растущее влияние БРИКС в процессах принятия решений. Фото: roscongress.org

По мнению Георгия Толорая, исполнительного директора Национального комитета по исследованию БРИКС, руководителя Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН, выступившего на мероприятии перед молодыми специалистами, растущее влияние стран - участниц объединения и их заинтересованность в глобальных диалогах и процессах принятия решений еще больше укрепляет значимость БРИКС на международной арене.

В свою очередь, "Школа БРИКС" представляет собой серьезную гуманитарную инициативу в современном контексте изменяющихся геополитических условий и вызовов, в том числе в связи с вовлечением в формат БРИКС новых стран-участниц. В эпоху увеличивающейся глобализации и взаимозависимости стран стратегическое сотрудничество между странами-участницами БРИКС становится ключевым фактором для решения современных проблем. Поэтому неудивительно, что тема БРИКС плотно закрепилась в топе вопросов международной повестки, а количество тех, кто ей интересуется, растет в геометрической прогрессии.

Сергей Орлов: Я вижу, как растет интерес к БРИКС, как молодые люди вовлечены в изучение тем, связанных с БРИКС. Фото: roscongress.org

Сергей Орлов, заместитель исполнительного директора Фонда публичной дипломатии имени Александра Горчакова отметил особую роль в продвижении целей БРИКС через образовательные инициативы, одной из которых и является "Школа БРИКС". На его взгляд, проведение и реализация Международной школы БРИКС служит подтверждением долгосрочного видения БРИКС и стремления группы и глав этих государств воспитать будущих лидеров, а также создать более интегрированное и гармоничное мировое сообщество: "Я вижу, как растет интерес к БРИКС, как молодые люди вовлечены в изучение тем, связанных с БРИКС. И наша главная цель как организации - способствовать диалогу в различных областях, таких как наука, культура, молодежное сотрудничество".

Программа имеет и важное значение для укрепления международной стабильности, актуальна в контексте подготовки кадров, способных эффективно реагировать на новые требования в образовании и науке, такие как цифровизация и устойчивое развитие. В эпоху закрепления нового миропорядка особую актуальность приобретает формирование будущего поколения, лидеров и специалистов, готовых к глобальным вызовам и возможностям.

"Школа БРИКС" в первую очередь характеризуется практическим обучением, направленным на совершенствование личных качеств и профессиональных навыков. Участники программы имеют уникальную возможность прослушать специально подготовленный курс лекций ведущих российских и иностранных экспертов по тематике БРИКС, принять участие в мастер-классах, деловых играх, дебатах, дискуссиях и развить коммуникативные навыки, расширить свой профессиональный кругозор, детально изучить особенности взаимодействия стран БРИКС, их позиции на мировой арене, участие в формировании нового миропорядка в условиях нарастающей глобальной нестабильности, перспективы институционализации формата БРИКС, цели и задачи объединения на перспективу. Образовательная часть программы разделена на тематические модули, в формировании которых принимают участие организации-партнеры - ведущие научно-исследовательские центры России, чьи штаб-квартиры располагаются в Москве. Высокая интенсивность образовательного блока позволяет обеспечить всестороннее информационное насыщение. Это в первую очередь образовательный проект, и объем полученных знаний и навыков - главный показатель эффективности.

Лекторы "Школы БРИКС" - эксперты, обязательно из разных сфер и, что важно, из разных стран (отличительная особенность программы - формирование широкого мировоззрения, учитывающего разные точки зрения для устранения однобокого зашоренного мышления), которые обладают значительным опытом в сфере образования, науки и технологий и могут обмениваться знаниями и ресурсами в рамках программы, что способствует улучшению качества образования, научных исследований и инновационного развития. Кроме того, они играют роль менторов, помогая молодым специалистам естественно встраиваться в повестку.

В число наставников входят ведущие эксперты и практики как из России, так и со всего мира. Содержание лекций включает не только раскрытие принципов взаимодействия стран БРИКС, но и формирование информационной осведомленности о важных международных событиях, образовательных программах, грантовых конкурсах и проектах, доступных для молодежи из стран БРИКС. Нередко участники спустя пару лет сами становятся менторами для нового поколения, сохраняя традиции и преемственность.

Важно и то, что "Школа БРИКС" создает безопасную и толерантную среду, в которой участники могут лучше раскрыть свои способности и выстроить доверительный диалог между представителями разных стран, культур и религий. Программа призвана объединить молодых людей стран БРИКС и стран "аутрич" (ближний круг друзей) для реализации перспективных инициатив, направленных на развитие сотрудничества, особенно это актуально в год председательства России в БРИКС. Чтобы участникам было легче найти общий язык, в программе всегда используется элемент игры для развития межкультурных связей.

Целевая аудитория "Школы БРИКС" столь же широка и многогранна, как и само объединение. В программе принимают участие молодые студенты и аспиранты, ученые, дипломаты и представители профильных министерств и ведомств, предприниматели, журналисты-международники, представители НКО и общественных объединений из стран БРИКС и стран "аутрич" в возрасте от 18 до 35 лет.

В 2024 году в программе приняли участие 85 молодых лидеров из более чем 35 стран и 40 городов. Это своеобразный рекорд для "Школы БРИКС", которая теперь известна в самых удаленных уголках мира.

Ирина Ярыгина: Мы - БРИКС, и наши партнеры - это глобальный альянс, это большая ответственность для нас всех. Фото: roscongress.org

Ирина Ярыгина, руководитель рабочей группы "Финансово-инвестиционное сотрудничество", заведующая базовой кафедрой Газпромбанка "Экономика и банковский бизнес" МГИМО МИД России, научный руководитель программ в Финансовом университете при Правительстве РФ, выступая перед участниками мероприятия, отметила, что для стран БРИКС характерно находить консенсус и уважать интересы каждого члена объединения.

Ирина Ярыгина подчеркнула, что страны БРИКС играют важную роль в формировании глобального порядка, основанного на взаимовыгодном сотрудничестве: "Мы - БРИКС, и наши партнеры - это глобальный альянс, и это не только возможность для нас активно развиваться, это большая ответственность для нас всех".

После восьми лет реализации программы можно уверенно говорить о ее наследии. Выпускники формируют сеть партнерств и продолжают взаимодействие друг с другом, а также с организаторами, экспертами и по окончании программы становятся амбассадорами БРИКС, делятся своими инициативами и успехами в их реализации, совместно участвуют в новых проектах. Кроме того, программа способствует популяризации БРИКС на международной арене. А в нынешних условиях это еще одна возможность противостоять информационному давлению и открыто, без галстуков, обсуждать насущные проблемы.

Начиная с 2017 года успех проекта знаменует собой запуск неформального сообщества молодых профессионалов-БРИКСологов. С каждым годом количество участников проекта увеличивается, и благодаря им растет и само сообщество.

Фото: roscongress.org

Аналогичные программы действуют в Китае и, с недавнего времени, в Южной Африке, что позволяет ежегодно формировать целый срез молодых специалистов, которые формируют глобальное движение "за БРИКС", а БРИКС, как известно, - за мир, развитие и процветание.

Справка

Программа проводится с 2017 года на ежегодной основе при консультационной поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации с целью расширить пул молодых экспертов-БРИКСологов для формирования кадрового резерва и дальнейшего развития молодежного трека взаимодействия в рамках БРИКС.