Михаил Симонов и его самолеты: 19 октября 95 лет со дня рождения создателя одного из самых совершенных истребителей

95 лет исполнилось бы выдающемуся авиаконструктору Михаилу Симонову
Генеральный конструктор ОКБ имени Сухого Михаил Симонов. 1998 год.
Генеральный конструктор ОКБ имени Сухого Михаил Симонов. 1998 год. / Алексей Михеев /ТАСС
Конструктор от Бога. Романтик с оригинальными идеями. Конструктор, опережавший время. Человек - эпоха в развитии отечественной авиации. Это все о нем - Герое России Михаиле Симонове, создателе самого совершенного в мире истребителя Су-27 и разработанного на его основе целого семейства боевых "сушек".

О Михаиле Петровиче можно говорить бесконечно долго, и всего не скажешь. Родился в 1929 году в Ростове-на-Дону. Отец погиб при защите Сталинграда. Еще в школе увлекался авиамоделированием и, как сам вспоминал, уже тогда решил стать авиаконструктором. Однако семейные обстоятельства заставили поступить в Новочеркасский политехнический институт, где учился проектировать автомобили.

И все-таки небо победило. Уже на четвертом курсе Симонов перевелся в Казанский авиационный институт. Тем не менее, до конца своей жизни никогда не мог пройти равнодушно мимо хорошей автомашины. Особенно ему нравились многоосные тяжеловесы…

Характер у Михаил Петровича был упрямый и ершистый. Это отмечают все. И, как говорят, именно по этой причине он даже был вынужден временно покинуть ОКБ Сухого, где руководил доводкой фронтового бомбардировщика Су-24 и летными испытаниями штурмовика Су-25.

Коллеги отмечали: Симонов в самых сложных ситуациях лично принимал самые непростые решения и брал полностью ответственность на себя. Был такой случай. На Су-24 появился дефект, и механик отказался выпустить его в полет. На гладкой, как стекло, поверхности одной из деталей обнаружилась крошечная трещина. Конечно, теоретически это могло привести к опасным последствиям. Но нельзя было терять темпов испытаний бомбардировщика, который должен был стать достойным паритетом американскому F111. Тогда Симонов сам подписал за механика полетный лист и выпустил самолет. Полеты на пикирование прошли успешно. И сразу же после их окончания Су-24 поставили на доработку. "Возможно, в другом случае, - говорит Симонов, - я такого не разрешил бы".

Он работал без шума и суеты, разбирался во всех, казалось бы, даже неразрешимых проблемах.

Во время афганской войны Михаил Симонов занимался повышением боевой эффективности Су-25. Была существенно улучшена его боевая живучесть, стойкость к повреждениям от ПЗРК "Стингер". Среди спецов до сих пор ходит легенда: Симонов запер своих конструкторов в кабинете до тех пор, пока не будет найдено комплексное решение проблемы. И нашли! Самолеты прилетали и привозили даже стингеры в движках, после чего их в полевых условиях(!) вводили в строй.

С 1976 по 1979 год Симонов был главным конструктором Су-27. Потом работал в министерстве авиапромышленности. В ОКБ вернулся в 1983 году уже на должность Генерального конструктора, и с тех пор не покидал его стен.

Именно перед лицом трудностей железный характер генерального проявлялся на все сто. Когда в 1976 году Михаил Петрович был назначен на должность главного конструктора Су-27, самолет необходимо было дорабатывать и улучшить его характеристики. В кратчайшие сроки удалось выявить недостатки первых опытных образцов и вывести машину на летные испытания в Ахтубинске для проверки новых решений. Вот что рассказывал ТАСС заслуженный летчик-испытатель, Герой России, заместитель начальника летной службы ОКБ Игорь Вотинцев: "В Ахтубинске дверь его кабинета была открыта с утра и до позднего вечера. Он принимал любого работника ОКБ - будь то инженер-конструктор, техник или инженер по эксплуатации - с целью выслушать и принять предложения. Он всегда был доброжелателен, но в то же время требователен".

В апреле 1991 года в воздух поднялся двухместный Су-27ИБ. Самолет задумывался как перехватчик с уникальными характеристиками. Но уже в процессе его рождения Симонову стало ясно: в новых условиях стране потребуется несколько иной самолет. И он сделал все возможное, чтобы ВВС после долгих проволочек все-таки приняли на вооружение прекрасный бомбардировщик Су-34. Который, кстати, может воевать и как истребитель.

Для родных ВВС создавался и Су-30, который поднялся в воздух в 1992 году. Но экономическая ситуация в стране оказалась такой, что проект должен был быть неминуемо закрыт. И Симонов впервые в отечественной истории настоял на "переквалификации" нового истребителя в машину коммерческого назначения. До него никому такой подход даже и в голову не приходил. Так появился Су-30МК - модернизированный коммерческий. Этот самолет буквально ворвался на мировой рынок боевой авиации, потеснив там самых именитых конкурентов.

В годы, когда, казалось бы, весь авиапром думал только о выживании, Михаил Петрович завершил работу над экспериментальным истребителем с обратной стреловидностью крыла. 25 сентября 1997 года необычный Су-47 "Беркут" поднялся в воздух, и долгие годы был звездой многих авиасалонов. При испытаниях "Беркута" был набран уникальный опыт, который лег в основу нового истребителя.

Не будет преувеличением сказать, что именно Симонов заложил базу для создания истребителя пятого поколения, второй экземпляр которого поднялся в воздух за день до смерти генерального в марте 2011 года.

Нельзя не упомянуть и о выдающемся вкладе Симонова в создание спортивных самолетов. Его спортивно-пилотажные Су-26, Су-29 и Су-31 считаются одними из лучших в мире по совокупности своих характеристик. Симонов же впервые в мире настоял на том, чтобы спортивные самолеты оснащались катапультными креслами.

Он создал легкий транспортно-пассажирский Су-80. И очень хотел построить самый большой в мире пассажирский самолет КР-860. КР - это Крылья России. Этот гигант мог бы перевозить до 1000 пассажиров и быть самым комфортабельным лайнером в мире. Не сложилось...

Авиаконструктор Михаил Симонов оказался ближе всех и к созданию первого сверхзвукового бизнес-самолета. Вот что говорил в интервью "РГ" выдающийся авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда академик Генрих Новожилов: "Я абсолютно уверен: на сверхзвуковых точку ставить рано. По крайней мере, сверхзвуковой бизнес-самолет обязательно появится. Ближе всех к его созданию был знаменитый авиаконструктор Михаил Петрович Симонов. Мне не раз доводилось беседовать с американскими бизнесменами. Они четко заявляли: "Если бы такой самолет появился, господин Новожилов, то, как бы дорого он ни стоил, его бы у вас мгновенно купили". Скорость, высота и дальность - три фактора, которые актуальны всегда".

С чем связывается имя любого авиаконструктора? С его самолетами, с тем, что они могут и что дают. Но не только. О Михаил Симонове осталась память как о мудром создателе самых совершенных крылатых машин, творческая мысль которого опережала время. Человеке, который до последних своих дней оставался молод душой.

Поделиться