Кир Булычев - тот, кто помогал и помогает взрослеть нескольким поколениям молодых людей
Андрей Максимов: Книги Булычева не стареют, ведь доброта состариться не может
Андрей Максимов, писатель, драматург.
Андрей Максимов, писатель, драматург. / Виталий Белоусов / РИА Новости
На прошлой неделе исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося писателя Кира Булычева.

Как-то мне показалось, что недостаточно громко прозвучал праздник. Конечно, прошло празднование на ВДНХ, что-то где-то еще мелькало, однако мало. Ей-богу, мало. Кир Булычев не просто выдающийся писатель, он - тот, кто помогал (и помогает) взрослеть нескольким поколениям молодых людей.

Да, его собрание сочинений состоит из восемнадцати томов. Да, у него - замечательные рассказы, романы и для взрослых. Да, его цикл про Великий Гусляр знаменит среди взрослых читателей. Все так. Но книги про Алису Селезневу… Они не то чтобы лучше или интересней, они просто заметней. Не зря книги Булычева экранизировали более 20 раз (больше, чем у других фантастов), и, опять же, самые заметные экранизации - про Алису.

Кир Булычев - тот, кто помогал (и помогает) взрослеть нескольким поколениям молодых людей

Одна "Гостья из будущего" чего стоит. А "Тайна третьей планеты"? Занятно: Булычева никогда не называют детским писателем, потому что его книги созданы столь же для детей, сколь и для взрослых. Если героиня - ребенок, разве это означает, что взрослым про нее будет неинтересно читать?

А вообще-то он востоковед. Так распределил папину и мамину фамилии: мир науки знал его под папиной - Можейко, мир литературы под маминой - Булычев. Игорь Можейко был доктором наук. Хотя - о, эти парадоксы судьбы! - название его диссертации вполне бы сгодилось для фантастического романа "Паганское государство". Оказывается, существовало такое в Бирме в Средние века.

Он побаивался: сам факт того, что серьезный ученый пишет фантастические романы, может плохо сказаться на его репутации. И то сказать, советская власть с определенным подозрением относилась к фантастам: в какие-такие фантазии уводят они читателя из нашей прекрасной действительности.

Так параллельно шли две судьбы: ученого Можейко и писателя Булычева. И только при вручении Государственной премии СССР этот "обман" раскрылся.

Я видел Кира Булычева один раз в жизни: он приходил ко мне на эфир в программу "Ночной полет". Поразили и запомнились два обстоятельства. Первое. Не так часто встретишь гостя с лицом абсолютно хорошего человека. Если бы Кир Булычев был психологом, ему бы все доверяли свои самые сокровенные тайны. Когда он улыбался, казалось, что ни у тебя лично, ни в мире в целом нет и, главное, больше никогда не будет никаких проблем.

Книги Кира Булычева не стареют, потому что фантазия состариться может, а доброта нет

Второе обстоятельство - невероятная эрудиция. Для меня эрудит - не тот, кто просто знает много разных фактов, но тот, кто умеет в них ориентироваться. Во время разговора мне казалось, что Булычев умеет ориентироваться во всем.

Для меня Кир Булычев - человек, излучающий доброту. Думаю, книги про Алису (да и вообще большинство книг писателя) стали столь знамениты именно потому, что они, словно их автор, излучали доброту.

Напомню, что Алиса Селезнева умела находить общий язык с любыми, самыми фантастическими животными. Как? А она просто умеет любить и восторгаться тем, что других подчас страшит и пугает. Она идет в мир с абсолютно открытым сердцем. Если угодно, она - воплощение любви.

Первая книга про Алису называлась "Девочка, с которой ничего не случится". Понимаете? С человеком, который идет навстречу приключениям и опасностям с абсолютно открытым сердцем, который сам - воплощение любви, - ничего не случится плохого. Значит, все не так плохо и безнадежно в этом мире.

Не знаю, как в жизни, но в книгах своих Кир Булычев был оптимистом: он никогда не рисовал пугающих картин будущего. Во всяком случае, Земля оставалась живой и прекрасной. А все "космические гады", мешающие хорошей жизни, во-первых, были не столь страшны, сколько забавны; а во-вторых, непременно терпели поражение: ведь открытое сердце непобедимо.

Есть еще одна, на мой взгляд, важная причина невероятной популярности книг про Алису. Дело в том, что издревле наш мир делится на две неравные части: дети и взрослые. Первые - те, кто ничего не решает, чья задача: учиться и готовиться ко взрослой, настоящей жизни. Вторые - те, кто принимает решения, кто движет прогресс. Первые - милые, но несерьезные. Вторые - серьезные и важные. Тот факт, что глупости и гадости на Земле сделаны именно взрослыми, почему-то в расчет не берется.

Все великие педагоги утверждали, что процесс обучения взаимный: чему-то дети должны учиться у взрослых, а чему-то и взрослые у детей. Как известно, природа так распорядилась, что дяденьки и тетеньки смотрят на мальчишек и девчонок сверху вниз. Такой взгляд становится метафорически-пренебрежительным.

В своей серии про Алису Кир Булычев настаивает, что дети - это не недоделанные взрослые, а единицы жизни вполне себе самостоятельные. Они не готовятся жить, но живут - здесь и сейчас. Дети могут делать что-то, что у взрослых не получается.

Совершенно удивительные отношения у Алисы с ее папой: если угодно, это взаимоотношения двух равных партнеров. Что не мешает папе постоянно волноваться за дочь, а дочери попадать в самые разные передряги. Но папа относится к дочери с уважением. Он не воспитывает ее, а вместе с ней проживает жизнь.

Если подходить к романам про Алису еще и с этой точки зрения, то они очень могут помочь в налаживании отношений родителей и детей.

Книги Кира Булычева не стареют, потому что фантазия состариться может, а доброта нет. Их населяют интересные, необычные, как правило, открытые люди.

Есть чему учиться. Перечитаем Булычева?

Андрей Максимов
писатель, телеведущий, режиссер
Поделиться