В России увеличится выработка энергии с использованием тепла подземных вод

На Камчатке пробурили две новые скважины и бурится третья на Паужетской геотермальной электростанции (ГеоЭС). Скважины позволят увеличить приток пара и запустить второй агрегат на ГеоЭС. После этого станция покроет потребность в электроэнергии ближайших населенных пунктов.
Геотермальная энергетика активно развивается во всем мире, но в России пока недооценена.
Геотермальная энергетика активно развивается во всем мире, но в России пока недооценена. / Erdem Arslan/istock

Как-то так вышло, что сейчас в России работает только четыре ГеоЭС, и последняя была запущена в 2007 году. В 2023 году установленная мощность российских ГеоЭС составила 81,4 МВт. Для сравнения, общая установленная мощность электростанций Единой энергосистемы (ЕЭС) России составила 263,1 ГВт.

В минэнерго "РГ" сообщили, что геотермальная энергия (использование тепла недр для производства энергии) относится к числу возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и проекты ГеоЭС могут получать поддержку на розничных рынках электрической энергии.

Современная геотермальная энергетика может развиваться не только в районах с вулканической активностью

Геотермальная энергетика сейчас активно развивается во всем мире. Но бурение скважин на Паужетской ГеоЭС проводится впервые с 70-х годов XX века. При этом СССР был одним из пионеров развития геотермальной энергетики. Паужетская ГеоЭС была введена в эксплуатацию в 1966 году.

Сейчас лидер - США, где установленная мощность ГеоЭС в 2023 году составила 3,7 ГВт, а к 2050 году ее планируют поднять до 90 ГВт. В 2023 году объем американского рынка геотермальной энергии превысил 63,7 млрд долл., а количество станций превысило 80 штук. На пятки им наступают Индонезия, Филиппины, Мексика, Турция, не отстают и страны Европы, в первую очередь Италия и Исландия.

Существует ошибочное мнение, что геотермальная энергетика может развиваться только в районах вулканической активности. Но это давно не так. ГеоЭС бывают разных видов и способны работать в регионах, где вулканическая активность низкая или вовсе отсутствует. К примеру, за счет тепла подземных вод. Есть оценки, согласно которым потенциал геотермальной энергии в России значительно превышает запасы органического топлива (до 10 -15 раз).

Ранее первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев заявлял, что это направление может развиваться не только на Камчатке и Курилах (сейчас три станции находятся на Камчатке, одна - на острове Кунашир). Огромные перспективы у него на территории Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна (особенно в Томской области), на всем Дальнем Востоке, Кавказе, в Краснодарском крае и на Ставрополье.

Примечательно, что названы регионы, в которых в этом году происходили перебои с электроэнергией и прогнозируется возникновение ее дефицита к 2029 году. В минэнерго пояснили, что поддержку могут получить геотермальные проекты в рамках механизма региональных конкурсных отборов на право поставки электроэнергии территориальной сетевой организации (ТСО) или энергоснабжающей компании в изолированных энергосистемах (Камчатка, Чукотка, Курильские острова и другие). Срок действия договора поставки электроэнергии от объекта ВИЭ по такой схеме составляет 15 лет. Это позволяет окупать инвестиции и привлекать долгосрочное финансирование. В ведомстве отмечают, что крупные энергокомпании рассматривают такой вариант применения господдержки в рамках проекта сооружения второй очереди Мутновской ГеоЭС. А проект Паужетской ГеоЭС находится в стадии проработки оптимальных мер поддержки как государственных, так и частных инвестиций.

Но это опять же два проекта на Камчатке. Как отмечает директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) Алексей Жихарев, несмотря на то, что все действующие сейчас российские ГеоЭС расположены на Дальнем Востоке, потенциалом для развития такого вида энергетики обладают территории Сибири, Урала и Кавказа.

По его мнению, этот сектор на данный момент недооценен, геотермальная энергетика не вошла в программы поддержки, действующие с прошлого десятилетия на розничных (кроме изолированных энергосистем) и оптовом энергорынке, где основной акцент сделан на ветровой и солнечной энергетике. В основном это связано с тем, что геотермальные проекты плохо тиражируемы и капиталоемки. При этом нельзя исключать, что в отдельных регионах, в частности при ее интеграции в системы теплоснабжения, геотермальная энергетика может оказаться оптимальным решением.

Такой пример есть. В Дагестане геотермальные воды используются для отопления и горячего водоснабжения. Три крупнейших геотермальных месторождения - Махачкала-Тернаирское, Кизлярское и Избербашское - в сумме дают 4,4 млн тонн горячей воды в год, или 148 млн кВт/ч тепловой энергии.

А то, что геотермальная энергетика в России получила наибольшее распространение на Дальнем Востоке также легко объяснимо. Как поясняет эксперт аналитического центра "Яков и Партнеры" Анна Волкова, во-первых, этом регионе имеется высокая концентрация термальных вод, залегающих близко к поверхности. Во-вторых, часть территории Дальнего Востока не подключена к единой энергосистеме страны, что делает эти районы технологически изолированной территорией с точки зрения электроэнергетики.

Волкова уточняет, что согласно данным LAZARD на 2023 год LCOE (Нормированная стоимость электроэнергии) генерации геотермальной энергетики составляет 61-102 долл., в то время как газовая генерация - 39-101 долл. Это делает ГеоЭС конкурентноспособным по цене и надежным источником энергии в удаленных регионах.