Профессор Хачатрян рассказала "РГ", какие методы помогают вылечить от заикания

Транскраниальная микрополяризация головного мозга, биоакустическая коррекция, занятия на виброплатформе "Галилео" - такие уникальные методы для лечения заикания применяют в Сеченовском университете. Проблема заикания распространена среди детей, страдают этим расстройством и взрослые - по оценкам, примерно 1% населения. Не случайно во всем мире каждый год 22 октября отмечают День борьбы с заиканием. Насколько важно правильно выбирать пути коррекции и какие инновационные методы применяют врачи Кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья имени Н.Ф. Филатова Сеченовского университета, "Российской газете" рассказала один из ведущих специалистов в области детской неврологии и логопедии, доктор-невролог, педиатр, профессор Лусине Хачатрян.
istock

Лусине Грачиковна, известно, что заикание - это не просто расстройство, а серьезная проблема, затрагивающая миллионы детей и их семей. Какие виды заикания бывают и чем они отличаются?

Лусине Хачатрян: Заикание - это очень сложное и драматичное расстройство речи, которое очень сложно курировать, оно вызывает много вопросов у неврологов и логопедов. Выделяют две формы заикания. Первая - более легкая, это невротическое заикание, которое возникает у детишек с повышенной эмоциональной конституцией из-за каких-то эмоциональных переживаний. При этом паузы в разговоре очень короткие, а дома, в спокойной обстановке дети могут говорить вообще без запинок. Это расстройство, как правило, транзиторное, оно возникает в какой-то период жизни и может само уйти. Часто это бывает на этапе, когда у ребенка только формируется речь.

Второй вариант заикания более тяжелый. Он называется неврозоподобным и может возникать гораздо позже. Это связано с достаточно серьезными повреждениями нервной системы, которые могут иметь перинатальный характер, генетическую детерминированность. Как правило, неврозоподобное заикание всегда сочетается с другими неврологическими синдромами - это дисграфия, дислексия, нарушение обучаемости, это дефицит крупной и мелкой моторики. И у этих детишек мы, как правило, выявляем и другие изменения со стороны нервной системы, какие-то очаговые нарушения. И это предусматривает более плотную работу с неврологом.

Как можно помочь ребенку?

Лусине Хачатрян: Существуют разные логопедические методики, некоторые из них противоречат друг другу. Многие врачи считают, что надо корректировать заикание с помощью режима молчания, другие говорят, что, наоборот, надо активно разрабатывать контроль над проговариванием с помощью дыхательной гимнастики. Безусловно, очень многое зависит от возраста ребенка. Потому что трехлетнему ребенку сложно объяснить, как надо дышать. Но если ребенку уже 10-11 лет, и он уже заинтересован в коррекции своей речи, то ему помочь гораздо проще.

Мы в Клиническом институте детского здоровья применяем разные методики лечения заикания, они также зависят от возраста пациентов. По сути все логопедические методики основаны на правильном дыхании, обучении детей контролю дыхания и проговариванию звуков на выдохе. Отдельно хочется сказать про аппарат "ВиброСтим", который помогает улучшать функционирование мышц оральной мускулатуры - в нем эффект вибромассажа сочетается с логопедическими упражнениями. При невротических формах заикания, которые рецидивируют крайне редко, применяется легкая седативная терапия и психотерапия.

При этом в последнее время появились и инновационные методы?

Лусине Хачатрян: Да, уже около трех лет мы применяем помимо традиционных методов медико-педагогической коррекции, новые уникальные высокоэффективные методы.

Это транскраниальная микрополяризация - физиотерапевтическая методика лечения заболеваний центральной нервной системы. Она основана на воздействии микротока на триггерные точки в головном мозге, влияющие на речь.

Также мы применяем передовую форму звуковой терапии - биоакустическую коррекцию. Метод основан на биологически обратной связи.

Высокая эффективность этих методик подтверждена научными исследованиями: у многих пациентов после их применения заметно улучшаются психофизиологические показатели, частично или полностью исчезают проявления заикания.

Кроме того, у нас используется виброплатформа "Галилео" - это нейромышечный стимулятор, улучшающий нейронную интеграцию. Она помогает в реабилитации пациентов.

Как долго продолжается лечение?

Лусине Хачатрян: Это зависит от дефекта. Неврозоподобное заикание подчас нужно корректировать всю жизнь - пациент может нуждаться в пожизненной лекарственной терапии, так как это клонические судорожные проявления и подчас они требуют назначения противосудорожной терапии.

А что касается невротических форм, то они, как правило, купируются за месяц-полтора. При этом у ребенка должен быть щадящий режим - достаточно времени для отдыха и благоприятная среда. Некоторых детей на это время даже забирают из сада, чтобы не травмировать и дать возможность установиться речевой функции.

Существует мнение, что наличие аденоидов как-то связано с заиканием, насколько оно верно?

Лусине Хачатрян: Каких-то научных работ, подтверждающих, что аденоиды и заикание взаимосвязаны, нет. Но по логике, наличие воспаленных аденоидов - это означает затрудненное дыхание через нос, особенно в ночное время, что ведет к гипоксии и усугубляет состояние ребенка.

Если заболевание рецидивирующие - второй-третьей степени, если аденоидит сопровождается ухудшением слуха, то здесь врачи рекомендуют аденоиды удалить. Но нужно всегда учитывать риски и стресс от самой операции. Если такому пациенту рекомендуют аденотомию, то с высокой вероятностью под наркозом, чтобы у ребенка было меньше стресса.

Что надо знать родителям, когда пора обращаться к специалистам? С чего начинать?

Лусине Грачиковна: Вначале, когда выявляется проблема заикания, конечно, ребенка смотрит педиатр. Он должен незамедлительно отправить ребенка к неврологу, чтобы дифференцировать форму заикания - невротическое оно или неврозоподобное. Только после этого выстраивается вся реабилитационная программа.

Если у ребенка просто невротическое заикание, в данном случае логопед не нужен, достаточно легкой седативной терапии и игротерапии, достаточно нейропсихолога, который может выявить эмоциональные проблемы и компенсировать их.

А вот если у ребенка неврозоподобная, то есть тяжелая форма органического заикания, то в этом случае нужно подключать команду специалистов, здесь будет нужен и невролог, и логопед, возможно, и нейропсихолог. И этот процесс нужно начинать с самых первых дней, как только выявится заикание - обычно у детей это становится очевидно в 2,5-3 года. Но неврозоподобное чаще всего начинается чуть позже, где-то с 4,5-5 лет. Конечно же, надо не откладывая идти к специалисту.

Подскажите, как родителям найти "своего" специалиста?

Лусине Хачатрян: Вы это почувствуете. Важно, чтобы между ребенком и логопедом или неврологом возник высокий уровень доверия и комфорта. Коррекция речи должна проходить в игровой форме, чтобы ребенку было не так тяжело.

Насколько наша страна обеспечена специалистами в области логопедии?

Лусине Хачатрян: Известно, что сегодня найти профессионала, умеющего работать с проблемами заикания, достаточно сложно, так как это требует высокого уровня квалификации. В университете готовят специалистов по профилю "логопедия", готовят неврологов, однако любое дальнейшее повышение квалификации в сфере коррекции речевых нарушений - это уже инициатива самого специалиста.