Найдется ли на российском рынке место вину из Черноземья

На фоне потепления климата выращивать виноград все чаще пытаются в регионах, где эта культура не является традиционной. Воронежская область не исключение. Здесь есть и промышленная плантация, и масса мелких личных хозяйств, где разводят сортовые ягоды для авторских вин. Выйдет ли северное виноделие за рамки дорогого хобби и кто будет продвигать отечественный продукт на полки алкогольных отделов в магазинах?
Виноград вполне можно выращивать и в зонах рискованного земледелия.
Виноград вполне можно выращивать и в зонах рискованного земледелия. / Дмитрий Рогулин/ТАСС

Забытое старое

В этом году тему виноградарства и виноделия в области поднимали несколько раз в связи с амбициозными планами хозяйства "Рассвет" в Верхнемамонском районе. Предприятие существует около 20 лет, занимается растениеводством и животноводством. Сравнительно недавно здесь заложили большой виноградник - в селе с подходящим названием Лозовое - и начали работу по созданию собственных вин. Год назад перерезали ленточку на первой в Воронежской области промышленной винодельне полного цикла. Пока есть лишь опытные образцы напитка, которые не поступают в продажу. Но после получения необходимых документов фермер Сергей Агибалов рассчитывает вывести на рынок сначала красное, а в перспективе и белое вино под маркой "Шато Рассвет". Название, как говорят, придумал воронежский губернатор.

На плантации в Лозовом выращивают несколько сортов, адаптированных к климатическим условиям Центрального Черноземья. Закладка и сохранение виноградника - дело затратное, а отдачу оно приносит не сразу. На юге России коллеги Агибалова снижают издержки за счет государственных субсидий. "Рассвет" ими пользоваться пока не может.

- Субсидии на выращивание винограда выделяются в случае, если выбранные сорта внесены в Госреестр. К сожалению, для Черноземья там зарегистрирован только один технический сорт раннего созревания - "бианка". Почему? Запросов не было. Промышленное виноградарство у нас в регионе в свое время свели на нет. А для селекционеров, которые выращивают ягоды для собственного потребления, процедура оказалась слишком громоздкой, - отметил председатель областного клуба виноградарей и садоводов Владимир Бабенко.

Идут на север

В ходе дискуссии, которая развернулась в рамках "Дней ритейла в Черноземье", он напомнил о том, что первый указ Петра I по Воронежской губернии был посвящен созданию виноградника на Чижовке. До революции местные помещики выращивали виноград в кадках, при большевиках появились промышленные плантации в нескольких районах (Богучарском, Россошанском, Калачеевском и Аннинском). Но в 1970-е начала углубляться специализация в сельском хозяйстве, и культура виноградарства ушла на юг.

Глобальные изменения климата открывают хорошие возможности для отечественного виноделия

- В 1990-х виноград начали возвращать в Черноземье: сажали в Мичуринске на Тамбовщине, в Белгородской и Курской областях. Энтузиасты накопили огромный опыт, который теперь перенимают в "Рассвете". Есть желающие заложить виноградники в Калачеевском и Воробьевском районах. С учетом курса на импортозамещение это нужно всячески поддерживать, тем более что под лозы можно брать не ценные земли сельхозназначения, а неудобья. Но поскольку подходящих нам сортов в Госреестре нет, а значит, нет и оснований для субсидирования, то процесс может затянуться, - подчеркнул Бабенко.

Он предложил в упрощенном порядке зарегистрировать хотя бы сорта, которые выращивают в Ростовской, Волгоградской и Саратовской областях.

Исполнительный директор Ассоциации виноградарей и виноделов России Алексей Плотников раскритиковал эту позицию. По его мнению, административные барьеры в отрасли не так высоки, как представляют себе энтузиасты, и отсутствие тех или иных сортов в Госреестре - свидетельство пассивности селекционеров, а не зарегулированности.

- Сорта вносятся по заявкам тех, кто их выращивает. Закон о семеноводстве обязывает нас регистрировать в реестре селекционных достижений все, что мы выращиваем. Сегодня подать документы можно онлайн через "Госуслуги" - это займет часы, а никак не годы, - заявил Плотников. - Если и при нынешнем уровне нормативного регулирования у нас порой подают заявки на субсидии, имея вместо виноградников голую степь, то представьте, что начнется с упрощением процедуры! Вино - это все же не сувенир, тут нужно лицензирование, нужен контроль, чтобы в конечном счете не было отравлений...

Вместе с тем эксперт подтвердил, что глобальные изменения климата открывают хорошие возможности для отечественного виноделия. Интересные проекты появляются и севернее Воронежа - к примеру, продукция Denisov Winery из Самарской области получила признание на профильных выставках и конкурсах.

- Надеемся однажды увидеть среди призеров и "Шато Рассвет". На данный момент Воронежская область не входит ни в одну виноградно-винодельческую зону, и вводить там такую же поддержку виноделия, как на Кубани, в Крыму и Дагестане, преждевременно. Но мы знаем, что, когда виноградари на какой-то территории обретают амбиции, они создают винодельческую зону, терруар, регистрируют защищенное географическое наименование, принимают дополнительные стандарты лицензирования и успешно продают свою продукцию по высоким ценам, - добавил Плотников.

Попасть на полку

У отечественных вин сейчас появился хороший шанс встать на полки федеральных ретейлеров, а многие локальные производители успешно создают фирменные магазины, рассказала руководитель категории "Вино" сети "Перекресток" Наталья Шестак. По ее словам, в целом в мире потребление напитка снижается (в Италии, например, продажи упали на 20 процентов), так как молодежь ценит здоровый образ жизни. Но виноделы находят оригинальные ниши и привлекательные форматы.

- С конца прошлого года у всех без исключения производителей стал заметен тренд на органическое и безалкогольное вино. Развиваются альтернативные способы фасовки - скажем, в железные баночки: молодое поколение привыкло потреблять напитки в таком виде. Понравится - можно будет переключаться на стандартную бутылку. Появляются алюминиевые и даже бумажные бутылочки для вина, - отметила Шестак.

По ее наблюдениям, потребление на международном рынке дрейфует в сторону белых, розовых и легких красных вин. Спрос на крепкие, задубленные сорта снижается.

В России динамично растет спрос на безалкогольные и игристые вина. Последние уже не воспринимаются как атрибут праздничного застолья, а летом и вовсе становятся естественным выбором. Кроме того, молодежи нравятся коктейли на основе игристых вин. Внутренний спрос в целом можно считать устойчивым: разговор за бокалом служит россиянам доступным способом побаловать себя и расслабиться в кругу близких.

- Винные напитки, вермуты, плодовые вина - у нас продажи по ним падают. Положительную динамику видим именно в тихих и игристых. Для отечественного потребителя самый важный фактор - цена. Повысился акциз, повысилась пошлина - импортный ассортимент очень сильно подорожал. Это привело на рынок вина из Индии, Бразилии, Турции и даже Китая, но дало и зеленую улицу для локальных производителей. С ними сегодня работает, пожалуй, каждая торговая сеть. За последнее время открылось очень много специализированных винных маркетов. Практически каждая крупная винодельня стремится создать свою точку продаж и потом масштабировать это направление бизнеса, - поделилась наблюдениями Наталья Шестак. - Полка локальных вин становится полем для экспериментов.

На данном этапе сложно ожидать, что массовый потребитель будет проявлять интерес к неизвестным ему сортам, которые выращивают садоводы-любители. Зачастую вина известных сортов от локальных производителей приходится оформлять так, чтобы они были похожи на импорт: писать названия на латинице. Но по богатству вкуса северные авторские вина могут не уступать продукции популярных марок.

Рецепт от недоверия один: качественный маркетинг. На форуме в качестве одного из вариантов предложили ставить на полезные свойства северных вин. Раз уж тренд на ЗОЖ сегодня так силен...

- Мы лабораторно установили, что в наших северных винах содержится больше полезных веществ. В частности, концентрация мощного антиоксиданта - транс-ресвератрола - в винах Центрального Черноземья в три-четыре раза выше, чем в винах южных регионов России или Франции. В НИИ фармакологии живых систем Белгородского госуниверситета работают над созданием так называемого безалкогольного вина на основе виноградного сока с повышенным содержанием ресвератрола. Оно послужит средством повышения иммунитета и профилактики многих заболеваний, - полагает завкафедрой фармакологии и клинической фармакологии БелГУ, доктор медицинских наук Михаил Покровский.

прямая речь

Ирина Федина, замдиректора департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза РФ:

- В целом по России имеется более 105 тысяч гектаров виноградных насаждений, ежегодно закладывается пять-шесть тысяч гектаров. В 2024-м планируется заложить 6,2-6,3 тысячи. С учетом раскорчевки общая площадь виноградников в стране достигнет 107 тысяч гектаров.

Темпы развития производства вин в прошлом году у нас замедлились под негативным влиянием импорта. Сейчас виноделы выходят на привычную траекторию.

Цифровые паспорта на сегодня имеют более 700 винодельческих хозяйств. Им доступна господдержка по федеральному проекту "Стимулирование виноградарства и виноделия", а также иные меры: субсидии на мелиорацию, на закладку насаждений и уход за ними, на закупку оборудования для виноделия и техники для виноградников.

Традиционно виноделие развивается на юге и Северном Кавказе, где играет важную роль в экономике. В Черноземье промышленного производства вин нет, есть просто люди, которые этим увлекаются. Тем не менее у подотрасли есть потенциал с точки зрения развития села и сельского туризма.