Востребованные специальности студенты колледжей освоят на инновационной площадке

Нет сейчас в столице отрасли, которая не страдала бы от дефицита кадров. Колледжи, которые пытаются восполнить его, ставят перед собой трудную задачу: выпускать специалистов, которых на производстве не придется, как бывало, ни доучивать, ни тем более переучивать. Помочь в этом учебным заведениям должна недавно открывшаяся в Москве инновационная площадка практической подготовки "Руднево". В чем ее уникальность, попытались выяснить корреспонденты "РГ".
В "Руднево" готовят и остро востребованных сегодня операторов беспилотников.
В "Руднево" готовят и остро востребованных сегодня операторов беспилотников. / Сергей Михеев

Современную пятиэтажку площадки, расположенную в районе станции метро "Некрасовская", видно издали. Рядом еще одно такое же здание - это уже инновационный промышленный кластер "Руднево", именно там собирают нужные сейчас стране беспилотники. "Мы сотрудничаем с 15 колледжами, которые готовят кадры по 19 специальностям, связанным с электроникой, машиностроением, автоматизацией производства и авиационной промышленностью, - рассказал "РГ" руководитель инновационной площадки Александр Сумской. - Среди самых востребованных - операторы беспилотных авиационных систем, станков с программным управлением, сварщиков, слесари контрольно-измерительных приборов и автоматики и прочие".

Благодаря соседству с производством образовательный процесс получается бесшовным. "У нас учеба, а через дорогу многих ребят ждут рабочие места. Пятеро практикантов уже совмещают учебу с работой, - продолжает Сумской. - За время учебы в своих колледжах ребята могут пройти практику столько раз, сколько требует их специализация".

Через дорогу от места учебы многих ребят уже ждут готовые рабочие места

Большая часть помещений отдана под лаборатории и мастерские со стеклянными стенами. Идешь по коридору и видишь, что где происходит. Вот в одной из мастерских ребята сгрудились возле устройств для спаивания слоев авиационного корпуса. Рядом студенты в белых халатах и колпаках сидят с лупами в руках. Их учат вязать жгуты и паять платы. Белая спецовка - для безопасности, она помогает отводить ток в процессе работы с паяльными станциями. К слову, в этой лаборатории таких станций более двух десятков, чтобы не стоять в очередь к аппарату. Дефицита оборудования тут нет. Например, в слесарной и электромонтажной мастерской ребята оттачивают мастерство на станках с программным управлением. Если в обычном колледже таких станков не более двух-трех на всех, то здесь их несколько десятков! Второкурсник Московского государственного образовательного комплекса Артем Карабун вытачивает деталь по программе, которую написал сам. "Мне еще два года учиться, буду тут частым гостем, - заверяет студент. - А по окончании колледжа стану сразу токарем, фрезеровщиком и наладчиком станков".

В центре просторного сварочного полигона кабинки, похожие на примерочные в магазине, только более широкие. В каждой из них ребята в амуниции сварщиков приваривают металлические детали. Мастер производства - почти их ровесник. "Мне в колледже повезло с наставником, увлек работой. Потом еще во время учебы готовил ребят к чемпионатам, - рассказывает свою историю 21-летний Алексей Пиваев. - Отслужил в армии и пошел в преподаватели. Мне легко с ребятами - мы говорим на одном языке, им интересно, ведь сварщики - самая востребованная профессия в стране".

В еще одной лаборатории с десяток ребят собирают детали будущего беспилотника. Под потолком уже висит парочка красивых конструкций в виде красного самолета и оранжевого вертолета. Мастер производства Виктор Бруштунов объяснил, что эти беспилотники собрали предшественники этой группы: "В среднем ребята у нас работают от двух недель до месяца. Потом возвращаются в свои колледжи, а во втором семестре снова приходят к нам на практику". Сейчас в этой лаборатории студенты учатся собирать летательный аппарат - поставлена задача отточить мастерство так, чтобы собирать и управлять им они могли с закрытыми глазами. "Я буду специалистом по эксплуатации беспилотной системы, - поделилась с "РГ" студентка Дарья Лопасоло. - Меня впечатлило, что могу видеть весь процесс изготовления беспилотника и свою роль в нем". Другой студент этого же колледжа Евгений Чехонадских решил, что не пойдет на производство: "Получу профессию и пойду на СВО, буду там наши дроны запускать, - рассказывает о своих планах студент. - У меня дедушка строил космический корабль "Буран", я продолжаю авиационную династию".

После года обучения весной у ребят здесь же пройдет демонстрационный экзамен. Если производственников-экзаменаторов устроят навыки и умения учеников, им присвоят класс или квалификацию, а работодатели сразу предложат работу по специальности.

Кстати, такая площадка в Москве первая, но не последняя. В планах у столичного правительства открыть еще несколько. Увеличится и количество учащихся колледжей с 270 тысяч до 420 тысяч к 2030 году.