Кировская область вошла в число 30 субъектов России, где реализуется федеральный проект "Кадры для беспилотных авиационных систем". В ее рамках начинается строительство целостной системы подготовки специалистов самого разного уровня и направлений. И если получить базовые навыки управления дронами можно за месяц-полтора, то подготовка конструкторов и техников требует куда больше времени.
"Небо грязное, возможны осадки". На передовой среди операторов беспилотников это означает, что замечены дроны противника, а также не исключены удары вражеской артиллерии, а значит самой опасной частью боевого задания в этот раз, как, впрочем, и обычно, будет заход на позиции. Он потребует повышенного внимания и осторожности со стороны боевого расчета.
- Дальше дело техники, - рассказывает Данил Зонов, в прошлом командир подразделения БПЛА, проведший в действующей армии около двух лет, а ныне руководитель Центра развития беспилотных систем в городе Кирове.
До призыва на службу Данил работал в IT-сфере и, хотя и окончил Военно-космическую академию, нашел себя в сугубо гражданской сфере. Но СВО и мобилизация существенно изменили его судьбу. Первым шагом к освоению беспилотных дронов стал приказ командира подразделения "перепрошить" гражданский дрон. Дальше практически самостоятельное освоение тонкостей управления, разработка собственной программы подготовки операторов БПЛА, должность армейского инструктора, создание из одного расчета целого боеспособного подразделения, способного вести разведку и уничтожать противника с помощью дронов на вверенном участке фронта.
- Вначале информация была недоступна. Существовали программы обучения по большим крылатым БПЛА: "Орланам", "Элеронам". Но по квадрокоптерному типу, который раньше не использовался в войсках, никакой информации не было вообще. Самое главное, что сейчас мы научились применять этот вид БПЛА. Мы умеем учить операторов, поднимать квадрокоптеры в воздух и выполнять с их помощью боевые задачи, - рассказывает Дании Зонов.
В созданном им Центре инструкторы с опытом СВО в рамках краткосрочных курсов уже готовят операторов как для выполнения боевых задач, так и для применения БПЛА в мирных целях.
- Нужны люди, которые понимают, что это такое. И будущих инженеров, техников нужно начинать воспитывать сегодня начиная со школьной скамьи, - считает Данил.
Все лето он помимо налаживания работы своего центра встречался со школьниками, которым рассказывал о тонкостях управления квадрокоптерами и своем боевом опыте.
Шутливый вопрос к Алексею Щеклеину, как уважаемый учитель физики "докатился" до того, что решил обучать управлению дронами чуть ли не первоклассников, даже немного разозлил Алексея Александровича. Он увлекся авиамоделизмом еще в студенческие годы. Несколько лет назад при приеме на работу Алексей Щеклеин поставил условие: помимо обычных уроков, ему дадут возможность создать при школе авиамодельный кружок. Поэтому около года назад, как только стало известно, что в регионе в рамках нацпроекта по БПЛА будет создана целая образовательная система, Алексей Александрович был двумя руками за.
- Это не палочки строгать, это современные вещи, - делится учитель.- Я очень переживал, насколько качественное оборудование будет закуплено для реализации программы. Оборудование, которое пришло к нам в школу, точно не хуже той техники, которую лично мне хотелось бы получить для занятий.
А до этого вместе с коллегами из кировской школы № 25 и еще 16 школ региона осваивал теоретические основы и тонкости управления современными беспилотными авиационными системами вначале в дистанционном формате, а затем в Татарстане, где, помимо вятских педагогов, программу нового направления осваивали учителя из других регионов Приволжья. Сейчас в школе уже начали работать несколько кружков, в которых ребята с первого класса осваивают несколько направлений, связанных с беспилотными авиасистемами.
- Программы кружков, а у нас это будет в форме дополнительного образования, могут иметь разное направление. Можно заниматься сборкой и конструированием. А можно выбрать направление программирования. Представьте, ребенок или подросток осваивает алгоритмы фактически через игру, но знания при этом он получает не менее и даже более фундаментальные, чем на обычном уроке. А может быть и соревновательное направление на скорость или точность управления, - рассказывает Алексей Щеклеин, подчеркивая важность нового направления как мощнейшего инструмента мотивации учеников.
Молодые люди, которые решили в текущем году поступить на только что открывшееся направление "Эксплуатация беспилотных авиационных систем", руководствуются не только познавательным интересом или романтикой неба.
- Это очень перспективная специальность. Благодаря ей можно будет заработать, - без обиняков объясняется свой выбор Владислав Головизнин, который в этом году окончил 9-й класс одной из кировских школ и посчитал, что вначале лучше получить профессию, а потом уже думать о высшем образовании.
С Владиславом согласна и его коллега Анастасия Мальцева. Настя окончила девять классов престижной сыктывкарской гимназии с красным аттестатом, но, посоветовавшись с родителями, также решила идти не в 10-й класс, а получать прикладную специальность.
- Это будущее России. Но я бы не сказала, что это направление развито. А значит, оно будет развиваться в будущем, - девушка полагает, что в такой ситуации перед ней откроются дополнительные карьерные перспективы.
- Беспилотники уже вошли в нашу жизнь, и так, как раньше, уже не будет. Это как мобильный телефон, мы уже не сможем убрать его из нашей жизни. Но пока беспилотные системы находятся, условно, на уровне пейджера. Мы только начинаем развиваться, - замечает Данил Зонов.
Сейчас одна из задач, которые стоят перед руководителем Центра развития беспилотных систем, - вписать его работу в целостную образовательную систему. В сентябре Данил Зонов занимался с педагогами, которые ведут курс начальной военной подготовки. Это создает еще одно направление использования той технической базы по обучению беспилотным авиасистемам, которая в этом году создается в школах региона.
И это не единственное направление развития, которое открывает программа. Дополнительную подготовку для учителей планируют и в вятском отделении Федерации гонок дронов России.
- Сейчас преподаватели прошли базовую подготовку, но у них возникает очень много вопросов. Помимо ответов на общие вопросы будем рассказывать учителям, как строить трассы, каким стандартам они должны соответствовать, какими должны быть снаряды, например ворота, для дронов разных классов, - поделился планами вице-президент спортивной организации Сергей Кузницын.
К развитию "системы дронов" подключается и ДОСААФ. Впрочем, для специалистов это не новость. Курсанты Центра развития беспилотных систем осваивают навыки практического управления именно на площадке общества, так как там располагается зона, доступная для полетов дронов. Но наличие летного поля - это лишь часть необходимой инфраструктуры. Поэтому уже сейчас в региональном отделении ДОСААФ и правительстве области обсуждают тему строительства на этой площадке инфраструктуры за счет выделяемых региону средств федерального проекта по беспилотным авиасистемам. В середине октября к этой работе подключилась и депутат Госдумы Мария Бутина.
"Во время региональной недели мы решили выехать на место и ознакомиться с площадкой, на которой планируется возведение данного центра, - сообщила она в своих соцсетях и добавила: - Во время осмотра также обменялись мнениями о развитии центра и обсудили то, какая инфраструктура будет необходима и какие здания здесь будут располагаться".
Все это говорит о том, что дроны все более плотно будут входить в нашу жизнь. И речь идет не только об их использовании на линии фронта, но и про мирное применение.
- Это дело государственной важности, - подчеркивает значимость беспилотных авиационных систем прошедший СВО Данил Зонов.