Почему в Крыму отказались от сортировки бытовых отходов

Жительница симферопольского микрорайона Пневматика Лариса Козубская стоит у мусорных контейнеров и негодует: "Это непорядочно! Нас несколько лет из каждого утюга убеждали сортировать отходы. Я завела второе мусорное ведро. А потом мы поняли, что никому эта сортировка не нужна. Большая часть мусора валится в одну кучу. А контейнеры для раздельного сбора испарились".
В Крыму только Симферополь производит мусора в десять раз больше, чем способен переработать оператор.
В Крыму только Симферополь производит мусора в десять раз больше, чем способен переработать оператор. / Сергей Винник

И понять ее возмущение можно. "РГ" уже рассказывала об этом: "Крымчане встревожились пропажей баков для раздельного сбора отходов" ("РГ" от 02.04.2024 г. ) Тогда в министерстве ЖКХ, нам сообщили, что контейнеры временно убрали для ремонта. Их вернули, но лишь малую часть, поскольку оператор обращения с отходами не в состоянии переработать весь тот объем, который сортируют крымчане. Оказывается, один только Симферополь производит мусора в десять с лишним раз больше, чем способен переработать оператор.

Поэтому, когда контейнеры износились, большую часть из них решили на улицы не возвращать. "Да и, если честно, нехорошо это, обманывать людей, делать вид, что система работает и мы заботимся об экологии" - откровенно признался замдиректора ГУП РК "Крымэкоресурсы" Андрей Седов. - Сейчас контейнеров для раздельного сбора, которые стоят в Симферополе, недостаточно, мы с этим согласны. Но это именно то число, которое позволяет обеспечить переработку. Скажу откровенно: только десятая часть мусора в итоге перерабатывается на вторсырье".

Большая часть мусора валится в одну кучу. А контейнеры для раздельного сбора просто испарились

Тогда кто и, главное, зачем принимал решение о закупке и установке такого числа контейнеров, заведомо зная, что этот объем отсортированных людьми фракций переработать физически невозможно? Кто ответит за обман жителей? Три новых экотехнопарка в Белогорском, Ленинском и Сакском районах полуострова, суммарной мощностью 860 тысяч тонн отходов в год, должны вступить в строй в конце нынешнего года, если сроки не будут сдвинуты. А предпосылки для этого есть. Весной нынешнего года глава Крыма побывал на стройплощадке Белогорского парка и счел недостаточным количество рабочих, занятых на строительстве. Вопросы к соблюдению технологии процессов возникли и у природоохранной прокуратуры. Между тем специалисты считают абсолютно неверным решение просто прекратить сортировку отходов в ожидании будущих мощностей.

"Принципиальной ошибкой было решение убрать желтые контейнеры с улиц. Этого категорически нельзя было делать, - говорит завкафедрой геоэкологии факультета географии, геоэкологии и туризма Таврической академии КФУ В.И. Вернадского Татьяна Бобра. - Если на протяжении многих лет прививались правильные экологические привычки, а потом в один момент на этом поставили крест - это неправильно".

Вновь убедить крымчан сортировать отходы у себя дома, когда их один раз уже ввели в заблуждение, будет куда сложнее, считает эколог. В Крыму есть с десяток предприятий малого бизнеса, специализирующихся на переработке вторсырья. До ввода в строй экотехнопарков они могли бы взять на себя этот сегмент, если не в полном объеме, то хотя бы частично.

- До 60 процентов содержимого желтых контейнеров составляет макулатура. У нас более чем достаточно предприятий малого бизнеса, перерабатывающих ее, - говорит директор АНО "ЖКХ-Контроль" Анатолий Петров. - Почему было не предложить этим предприятиям забирать бумажный сегмент отсортированных отходов?

Ответственным было бы решение привлечь малый бизнес к переработке отходов, а не просто убирать контейнеры с улиц.

А как у вас?

Елена Уляшева, директор областного департамента недропользования и экологии, Тюмень:

- Вот уже шесть лет работу по разделению отходов за население в регионе делают три специальных завода в Тюмени, Тобольске, Ишиме и мусороперегрузочная станция в Ялуторовске. Общая производительность - около 450 тысяч тонн в год. Добавим, что пригодные для переработки фракции, а их на заводах около 20, специалисты продают на открытой электронной площадке. А не подлежащие реализации отходы захоранивают на полигонах - оператор тоже взял их на обслуживание. И экопросвещение жителей не забросили - работают пять специальных "Экодомов", где детей и взрослых учат основам разумного потребления. А буквально на днях регоператор установил контейнерную площадку для сортировки стекла, пластика, металла и макулатуры.

Ирина Левакова, директор регионального оператора - компании "Хартия", Тула:

- В Тульской области реализуется двухпоточная система сбора отходов. На многих контейнерных площадках стоят по два цветных бака для сбора мусора: синие - для мокрого, органического, и оранжевые - для сухого (бумага, стекло, металл, пластик). Отходы забирают разные машины. Все везут на сортировочный пункт, где содержимое разных баков сортируется на разных лентах. Из оранжевых контейнеров процент отбора полезных фракций в разы больше, чем из синих. И замечу, поставить оранжевый бак не проблема. Нужны контейнерные площадки - с крышей, твердым основанием и скатом. Строительством и содержанием этих объектов занимается местная администрация или УК.

Дарья Карманова, руководитель Центра содействия экоинициативам, Ростов-на-Дону:

- Как я убедилась, люди добросовестно разделяют мусор, если им предоставляется такая возможность. А вот дальше у них просто отбивают охоту так поступать. Содержимое всех контейнеров на самом деле вываливают в одну машину. И какой тогда смысл в том, что человек сортирует отходы? А регоператор успокаивает: приобретем, подождите, дополнительную технику для вывоза именно раздельного мусора. А то и вовсе врут, что отходы попадают на мобильный сортировочный комплекс, где их делят на фракции.

Евгений Книжник, заместитель исполнительного директора компании по сбору и переработке ТКО, Новосибирск:

- В свое время люди очень активно участвовали в раздельном сборе. По числу контейнеров на душу населения Новосибирск долгое время был лидером среди муниципалитетов с численностью населения более миллиона человек. Все изменилось в 2022 году. С одной из перерабатывающих компаний региональный оператор перестал сотрудничать, и она закрылась. Кроме того, с введением санкций стало невыгодно продавать вторсырье, и у второй компании значительно снизились обороты. В 2023-м сменился регоператор, работа которого - настоящая терра инкогнита. Что именно, где и в каком объеме перерабатывают - неизвестно. Это закрытая информация. И у людей пропала заинтересованность сортировать мусор. Если раньше контейнеры наполняли за полтора дня, то теперь для этого требуется до десяти дней.

Подготовили Ирина Никитина, Елена Шулепова, Марина Бровкина, Ольга Гутман