Ландшафтные архитекторы гармонизируют искусственную среду с природной

Современные агломерации должны не просто сохранять зеленые насаждения, а делать их обязательной частью каждого двора, прогулочной зоны и общественного пространства. Эту новую философию градостроительства развивают и делятся ею с будущими и действующими коллегами на кафедре ландшафтной архитектуры Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ). О научном подходе к созданию комфортной городской среды рассказала доцент кафедры ландшафтной архитектуры Надежда Керимова.
Управление информационной политики СПбГАСУ

Надежда Алиевна, в чем заключается учебная и научно-исследовательская задача кафедры ландшафтной архитектуры?

Надежда Керимова: Наша кафедра, которая сформировалась совсем недавно, готовит ландшафтных архитекторов. Это одна из немногих подобных кафедр именно в архитектурном вузе - ранее обучением в этой сфере занимались лишь лесные и аграрные вузы. Мы готовим специалистов, которые в равной мере знают такие важные для архитекторов вещи, как проектирование городской среды, градостроительство и все необходимые и сопутствующие предметы, но также имеют в образовании значимый биологический блок. То есть они изучают ботанику, почвоведение, экологию, дендрологию - предметы, которые очень важны для понимания роли растительности в городской среде и ее экологической значимости.

Мы выпускаем ландшафтных архитекторов, бакалавров, которые за четыре года проходят очень интенсивную подготовку. Они сами проектируют городские объекты - до четырех объектов в течение учебного года. Многие из них в процессе учебы выигрывают престижные конкурсы, получают именные стипендии. Мы учим студентов проектировать с научным подходом, чтобы результаты их работы позволяли в дальнейшем создавать здоровую среду.

Теперь о научных направлениях, которыми мы занимаемся. Вместе с нейробиологами НИУ ВШЭ мы запустили целый пул исследований, в ходе которых изучаем влияние городской среды на когнитивные процессы: как она отражается на поведении, здоровье людей, на их работе и структуре мозга. Исследования подтверждают большое воздействие растительности в городской среде на качество когнитивных процессов. Особенно сильно это влияет на детей и пожилых. Другое наше исследование посвящено тому, как среда, окружающая образовательное учреждение, влияет на уровень тревожности школьников, на результаты обучения, концентрацию и восстановление внимания и так далее.

Находят ли эти и другие результаты исследований практическое применение?

Надежда Керимова: Помимо учебной и научно-исследовательской деятельности мы занимаемся, например, проектированием постиндустриальных территорий, новых зеленых зон, открытых общественных пространств, которые в последние годы очень активно появляются в Петербурге. Также мы много сотрудничаем с Ленинградской областью, с организациями, которые проектируют общественные пространства в этом регионе.

Кроме того, мы начали консультировать крупные девелоперские компании, в том числе застройщиков федерального уровня, по вопросам организации архитектурной среды. Это касается не только дворов, игровых или спортивных площадок, но и квартир, внутренних общественных помещений - таких как холлы, коридоры, лифты. Сейчас мы хотим обратить особое внимание на проблему организации территорий и помещений учебных заведений, прежде всего школ и детских садов. Потому что мы видим, как складывается текущая практика, как строятся, как организуются территории школ, преимущественно представляющие собой большие открытые площади - "парковки" - на них крайне мало растительности. Мы полагаем, что такие пространства могут не только не помогать, но и наносить вред здоровью детей. Для городских детей сейчас критически важна возможность контактировать с природными объектами - деревьями, травой, водой, птицами, бабочками, чтобы быть здоровыми с точки зрения когнитивных процессов.

Каким образом студенты и аспиранты осваивают практическую часть своей специальности?

Надежда Керимова: Мы с ними делаем экспериментальные проекты. То есть на основе наших научных исследований и теоретических разработок дипломные работы студентов, особенно магистрантов, экспериментально интерпретируют эти результаты. В частности, мы сделали проект, который касается территорий домов престарелых. Он выполнен как раз с учетом требований к когнитивным аспектам пожилых людей. За школы пока не брались.

В учебном проектировании мы учитываем экологические аспекты. Сейчас много говорится о возвращении природы в город, о том, чтобы создавать среду, которая будет более устойчива к текущим климатическим изменениям, будет комфортна не только для людей, но и для растений, птиц, насекомых, потому что это единая экосистема, которая влияет на наше здоровье. Поэтому в учебных работах последнего времени мы разработали экологические критерии проектирования парковых объектов в городе.

Насколько востребованы специалисты в сфере ландшафтной архитектуры?

Надежда Керимова: Потребность в специалистах, которые проектируют среду, очень высока. Наши студенты моментально находят себе место работы, еще на последних курсах. После практики остаются работать очень часто. Все трудоустроены в хорошие компании с интересной работой.

Понятно, что работодатели прежде всего обращаются к "обычным" архитекторам: история их работы гораздо глубже и они в большей степени привлечены к градостроительному проектированию. Но специальность ландшафтного архитектора стремительно набирает популярность. Потому что даже опытные, состоявшиеся архитекторы хотят получить знания в области экологии, дендрологии, ботаники, специфики озеленения и более интенсивного включения растительности в городскую среду, понимать, каким образом проектируется та или иная растительность, чтобы она максимально эффективно повлияла на экологию города и здоровье людей. Вот эти специфические знания, которые наиболее характерны для ландшафтной архитектуры, мы и даем, в том числе на уровне магистратуры, куда могут поступать уже действующие специалисты.

Каковы, на ваш взгляд, наиболее перспективные направления в ландшафтной архитектуре? Как это будет отражаться на повседневной жизни людей?

Надежда Керимова: Наверное, одно из самых востребованных направлений деятельности ландшафтных архитекторов сегодня - это жилая среда. Конкуренция в сфере строительства жилья становится все более и более высокой. И сегодня застройщики обращают внимание на то, чтобы создавать зеленые дворы для людей, в которых они могли бы проводить больше времени, гулять с детьми и питомцами. Эта потребность выходит на первый план. От развлечения людей мы движемся к задаче создать для них здоровую среду, где они могли бы отдохнуть, восстановиться, снять стресс. И все это как раз способна сделать растительность в жилой застройке. Поэтому вопрос организации дворовых территорий так, чтобы разместить в них больше зелени - по сути, создать сады во дворах - эта задача по силам именно ландшафтному архитектору. И сейчас именно те застройщики, которые выходят вперед с озеленением своих дворов, выигрывают и с продажами жилья.

Что же касается города в целом, то пока, на мой взгляд, осознание того, как важна растительность на каждом объекте городской среды, еще недостаточно. Начиная от улиц, проспектов, площадей, переходя к набережным и паркам. Мне кажется, город осознает это чуть позже. Эту важную составляющую мы последние десятилетия теряли и пока еще не начали восполнять.

Реклама, ФГБОУ ВО "СПбГАСУ", ИНН 7809011023
erid: F7NfYUJCUneP31hBfrHW