В городах России формируют архитектурную идентичность

Тенденция к обретению неповторимого лица начинает преобладать как в крупных, так и в малых городских поселениях России. В больших городах наблюдаются два разновекторных процесса, отмечает академик архитектуры, заслуженный архитектор России Михаил Мамошин. Там, где девелоперы осознают ценность эстетической составляющей при создании жилья и общественных пространств и к разработке проектов привлекают профессиональное сообщество, качество городской среды улучшается. Однако на городских окраинах и вблизи мегаполисов все еще появляются удручающие образцы однообразной застройки.
iStock

Важным фактором для российского градостроительства становится и то, что "мы чуть-чуть, наверное, обособляемся", говорит собеседник "РГ". В России всегда во времена внешней изоляции происходили положительные сдвиги. Это было в эпоху Александра III, когда в России сформировал свою эстетику неовизантийский, неорусский стиль, в противовес тогдашнему европейскому мейнстриму. Во время изоляции 1920-1930-х годов в отечественной архитектуре произошел яркий всплеск конструктивизма и авангарда. А в послевоенные 1950-е годы в стране строили качественное жилье и общественные здания. Исходя из этих закономерностей, Михаил Мамошин в ближайшие годы ожидает от отечественной архитектуры новых достижений.

В качестве примера разумного градостроительного развития Мамошин приводит Архангельск, в центре которого удалось реализовать целый ряд проектов в нордическом стиле, отмеченных Гран-при фестиваля "Зодчество-2018". Как считает специалист, та самая идентичность начинается как раз в региональных центрах, в отличие от бездушного постсоветского подражательства "картинкам из иностранных журналов".

О том, как новая градостроительная политика меняет облик городов Ленинградской области, "РГ" рассказал первый заместитель председателя комитета градостроительной политики, главный архитектор региона Сергей Лутченко. Для 36 населенных пунктов здесь разработаны собственные дизайн-коды, включающие колористику и другие стилистические характеристики, в том числе два-три варианта моделей остановок, скамеек, фонарей и прочих малых архитектурных форм. Параллельно в правилах землепользования и застройки были закреплены требования к архитектурному облику новых объектов. Среди них, например, отсутствие штукатурки на первых этажах и использование антивандальных материалов.

"Это позволяет делать более интересные первые этажи как жилых домов, так и общественных зданий, использовать облицовочный камень, керамогранит и т.д. И еще важный момент: если у нас есть какой-то цветовой переход на плоскости здания, то он обязательно должен быть оформлен архитектурным элементом. Это конек, ниша или, наоборот, элемент выступающий, создающий пластику фасада. Это очень сильно повлияло на облик плоских зданий, сооружений, в том числе и высотных объектов", - пояснил Сергей Лутченко.

Поскольку в Ленобласти есть как города с историей, насчитывающей сотни лет, так и совсем молодые, в их дизайн-кодах предусмотрена разная цветовая гамма. Так, в Выборге, Шлиссельбурге, Ивангороде или Старой Ладоге колористика более спокойна и консервативна. А в новых городах, таких как Мурино и Кудрово, используются более яркие и многогранные цвета. В качестве наиболее удачных примеров стилевой последовательности при возведении жилых массивов Сергей Лутченко привел активно развивающийся городской поселок Новоселье в Ломоносовском районе, а также новые районы города Сертолово во Всеволожском районе.

По его мнению, органы архитектуры на местах должны энергично регулировать градостроительную деятельность, не позволяя отдельному собственнику делать все, что он захочет. Только в этом случае удастся избежать как хаотичной, так и однообразной застройки, и сохранить в каждом муниципальном образовании свой стиль.