Уникальный формат экспедиций СП-41 и СП-42 позволяет участие в них женщин

О том, почему уникальный формат дрейфующих в Северном Ледовитом океане станций СП-41 и СП-42 позволил, впервые в истории СП, взять в члены экспедиций представительниц прекрасного пола, рассказал на брифинге, организованном для студентов и представителей СМИ по инициативе "Российской газеты", начальник СП-41 и главный специалист СП-42 Кирилл Фильчук. Кирилл Фильчук ответил на вопросы студентов, касающиеся работы дрейфующих станций. Встреча проходила в Мурманском арктическом университете. В ней также участвовала обозреватель "РГ" Татьяна Тюменева, участвовавшая в открытии СП-41 и СП-42.
Бессменный начальник СП-41 Кирилл Фильчук ответил в Мурманске на вопросы журналистов и студентов.
Бессменный начальник СП-41 Кирилл Фильчук ответил в Мурманске на вопросы журналистов и студентов. / Константин Брайцев

- Да, на дрейфующих станция классического формата (а такие станции, напомню, работали с 1937 по 2013 год), не было женщин. Потому что жизнь на станциях была достаточно спартанская. Я уж не говорю о том, что постоянно сохранялась вероятность возникновения экстремальных ситуаций, связанных с разломами льдины. Организация быта была очень простой: жили в щитовых домах размером 4 на 2 метра, в доме топилась буржуйка. Баня полагалась раз в 10 суток, и то с ограничениями в использовании воды: на каждого полярника всего 2-3 тазика. Это объективно тяжело. Бытовые условия на станциях нового формата, совмещающего ледовый лагерь с ЛСП "Северный полюс" - совсем иные, очень комфортные. И это позволило взять в экспедиции представительниц прекрасного пола. У нас получилась примерно четверть, что нормально, - ответил Кирилл Фильчук.

Начальник СП-41 напомнил собравшимся об истории СП. Ведь СП-41 и СП-42 начинались не с нуля. В основе их создания заложен опыт предшественников.

- У меня вызывает удивление, что широкой публике очень мало известно о СП. На слуху только СП-1, то есть легендарные папанинцы. Между тем это масштабный проект, который в нашей стране реализовывался на протяжении более семидесяти лет. Больше ни одно государство в мире не могло себе такого позволить. В Арктике у нас дрейфовало одновременно до нескольких станций. Кроме того, работали воздушные высокоширотные экспедиции "Север". Сетью точек наблюдений был покрыт весь арктический регион. Был собран уникальный материал, на основе которого были сделаны обобщения о процессах, происходящих в Северном Ледовитом океане. К сожалению, система начала разваливаться вместе с распадом СССР, и Артика, прежде всего Центральный арктический бассейн стал "белым пятном". Теперь началась эпоха восстановления, - отметил начальник СП-41.

Идея создания ЛСП "Северный полюс" - специального судна, способного дрейфовать во льдах, не будучи поврежденными ими, восходит к эпохе Нансена и его судна "Фрам". Нансен не только разработал концепцию "Фрама" (судно должно было при сдавливании льдами не разрушаться, а выдавливаться на поверхность), но и выдвинул предположение о существование трансарктического дрейфа, позволяющего переместиться из восточного района Арктики в западный и выйти в пролив между Гренландией и Шпицбергеном (пролив Фрама). Собственно, именно в этот дрейф и старались попасть СП. Свой вывод Нансен сделал, основываясь на факте нахождения обломков барка "Жаннетта", на котором в конце XIX века вышла экспедиция Джорджа Делонга. Барк был разрушен льдами у Новосибирских островов, а его обломки обнаружены у берегов Гренландии.

- Напомню: в 2013 году была экстренно эвакуирована СП-40. Стало понятно, что дрейфующий лед настолько деградировал, что подобрать льдину для долгого, хотя бы на протяжении года дрейфа, стало практически невозможным. Между СП-40 и СП-41 - станцией нового формата был девятилетний перерыв, за время которого разработали и построили ЛСП "Северный полюс". Вдохновителем идеи стал Иван Евгеньевич Фролов, бывший тогда директором ААНИИ. К сожалению, он не дожил до схода корабля со стапелей, - рассказывает Кирилл Фильчук.

На сегодняшний день ЛСП - уникальное, единственное в мире подобное судно, предназначенное именно для дрейфа. Причем его можно будет использовать и в ситуации, когда в летнее время Северный Ледовитый океан станет чистым от льда (а такой прогноз дают климатологи на период после 2060 года).

Начальник СП-41 выразил надежду, что экспедиции СП-42 не придется эвакуироваться (поднимать на борт ЛСП людей и оборудование с льдины) по крайней мере в первые месяцы работы станции. СП-41 пришлось эвакуироваться уже через полтора месяца после начала работы. И такие случаи происходили несколько раз.

- Катастрофы в этом нет. Собрали все вовремя, перешли на борт, подождали, пока лед снова смерзнется, после чего вновь развернули лагерь, - подчеркнул начальник СП-41. Однако отметил, что первая такая эвакуация запомнилась больше всего. Морально не были готовы, что все произойдет столь быстро. Как раз экспедиция успела перейти к полномасштабным наблюдениям, было полностью подготовлено пространство для работы тяжелого оборудования, с помощью которого поднимали пробы грунта со дна океана. Были уверены, что и дальше все пойдет по накатанной схеме. Но тут Арктика решительно заявила о себе.

- В любом случае формат судно плюс ледовый лагерь - практически безопасный. Я говорю о сохранении жизни и здоровья людей, - уточнил он.

Был задан вопрос из зала о том, что нет ли ностальгии по старому формату экспедиции, когда приходилось преодолевать гораздо большие трудности.

- Мы не папанинцы, и не седовцы (Георгий Седов организовал экспедицию к Северному полюсу, однако его преследовали неудачи). Эта героическая эпоха ушла в прошлое. Но есть и сейчас те, и я тоже к ним отношусь, кто с определенной ностальгией вспоминает прежний формат СП. Но проблем не вижу. Хочется в жизни экстрима - пожалуйста, организуйте его себе в другом месте и не за государственный счет. Например, встаньте на лыжи и пойдите в поход по Гренландии, - говорит он.

Многих интересовала тема экологии. Как на СП-41, СП-42 справляются с мусором, который неизбежно появится от присутствия пяти десятков людей. Как выглядит льдина, когда с нее свернут лагерь?

- Производится полная зачистка льдины. Никакого мусора на ней не остается. Какие-то ненужные пиломатериалы сжигаем, часть бытового мусора также. Опасные отходы обязательно забираем с собой. При наличии корабля вообще не вижу проблем: запаковал мусор и взял с собой, - ответил начальник СП-41.

Кирилла Фильчука спросили о его личном пути в Арктику. Он ответил, что детство провел в городе Заполярный Мурманской области, так что Арктика, что называется, у него в крови.

- В чем-то мне проще, чем другим. Я знаю, что такое полярная ночь, когда постоянно темно. Тем, кто вырос в более южных районах, это неизвестно. Но не думаю, что место проживания в детстве является определяющим фактором при выборе профессии полярника. Главное - понимать, что ты хочешь, чувствовать потребность реализовать себя именно в этом. Среди полярников много выходцев из центральных районов страны, из южных республик. Ничего, справляются, - сказал он.

У обозревателя "РГ" Татьяны Тюменевой спросили о самых сильных впечатлениях от экспедиций СП-41 и СП-42 и о бытовых условиях в них.

- Невероятный застывший ледяной мир, где жизнь в привычном нам смысле есть фактически только подо льдом. Мир, наполненный энергиями, не замутненными человеческими страстями. С долгими рассветами и закатами, - ответила журналист.

Она рассказала, что на ЛСП "Северный полюс" созданы очень комфортные условия. Фактически это четырехзвездная гостиница с санаторным четырёхразовым питанием. Почему не пять звезд? Одну звезду Татьяна убрала просто потому, что в этой "гостинице" нет уборщиц и горничных. Абсолютно все члены экспедиции делают сами. Убирают не только свои каюты, но и общественные помещения. Как только судно выходит в рейс, появляется график уборки, и включают в него всех, несмотря на научные звания. Сами и стирают (современные стиральные машины есть почти на каждом "этаже"). Каюты одноместные, со всеми удобствами. Горячая вода есть постоянно, так что, когда желаешь - тогда и в душ идешь. В каютах есть свой компьютер, телевизор (привычных программ нет, но есть пакет с фильмами, так что можно выбрать для просмотра). Есть электрический чайник, холодильник. Кормят - отлично, спасибо шеф-повару СП-41 и СП-42 Анжелле Царевой. Всегда много овощей и фруктов. Столовая работает постоянно, отведать чай с бутербродом или вкусностями можно и поздно вечером. На борту есть зал, в котором имеются музыкальные инструменты, настольные игры, компьютерные игры. Через день организуются совместные просмотры кинофильмов. Есть тренажерный зал (и наибольше популярностью пользуется велодорожка), сауна с купелью, в которой подается забортная вода (то есть вода прямиком из Северного Ледовитого океана).

Журналист пожелала всем присутствующим драйва в выбранной профессии. И - собственных интересных проектов. Рассказала о своих. Как, например, долгое время выбивала из чиновников строительство нового здания для хирургической детской клиники. Ибо старое не выдерживало никакой критики: многоместные палаты без удобств (а дети лежали месяцами), операционные с осыпающейся штукатуркой (при этом в них делают высокотехнологические вмешательства), полы в дырах, фасад, грозящий обрушиться на головы прохожих. Выбила: теперь у клиники - суперсовременное здание с суперсовременными операционными.

А скоро в Мурманском арктическом университете откроется выставка "Северный полюс-41: дневник одной экспедиции", подготовленная "РГ" совместно с ААНИИ.

Все тексты сюжета "Новая экспедиция "Северный полюс-42" на уникальном судне в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте здесь.