Число компаний, создающих в России роботов для бизнеса, за 3 года выросло на 60%

В текущем году разработкой, производством и интеграцией сервисных роботов для бизнеса в России занимаются 463 компании. Для сравнения, в 2021 в стране насчитывалось 290 таких организаций. Соответственно, их число увеличилось на 60%. Таковы данные исследования сервиса RoboJobs, с которым ознакомилась "РГ".
Максим Богодвид/РИА Новости

В новой карте компании распределены по 20 сегментам: медицина и реабилитация, логистика и транспорт, образование и наука, сельское хозяйство и животноводство и т.д. Карту опубликовал сервис по подбору специалистов в области робототехники RoboJobs.

Так, из представленных организаций 124 заняты научно-исследовательской деятельностью, 272 - разработкой роботов, 67 - дистрибуцией и оказанием услуг на базе роботов. Причем исключительно на робототехнике специализируются 224 участника карты, что составило почти половину из общего числа. Еще 114 компаний вместе с робототехникой работают в других сегментах.

В прошлом году мировой рынок профессиональных сервисных роботов был оценен в 33,44 млрд долларов. Ожидается, что с 2024 по 2030 годы он будет расти со среднегодовым темпом роста в 11,3%. Как следует из последнего отчета Международной федерации робототехники, мировой оборот рынка профессиональных сервисных роботов в 2023 году увеличился на 30%, было продано более 20 5тысяч единиц.

Что касается России, то последние два года рынок стремительно развивается: появляются новые производители именно промышленных роботов-манипуляторов, а не интеграторов, продающих зарубежную робототехнику под видом отечественных комплексов, отметил руководитель проекта в компании "ИНЕЛСО" Дмитрий Аверичев.

Он также добавил, что Правительство стимулирует развитие робототехнических комплексов, и в случае регулирования и контроля за инвестициями в эту сферу профильные организации увидят значительные результаты в виде отечественных роботов для ключевых отраслей промышленности - производства автомобильной техники, гражданской авиации и вагоностроения.

Карта, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, охватывает Новосибирск, Владивосток, Екатеринбург и другие города. Это, в том числе, обусловлено социально-экономическим развитием регионов, в которых растет рынок онлайн-торговли, ставший одним из значимых факторов для робототехники.

"Увеличение числа заказов вынуждает компании автоматизировать процессы для поддержания эффективности", - сказал руководитель робототехнического направления Яндекс.Маркета Иван Калинов.

При этом треть представленных на карте компаний составляют исследовательские и образовательные центры. Среди россиян растет интерес к онлайн-программам, на которых можно изучать робототехнику. Такие курсы дают базовые знания и позволяют углубиться в специализированные направления - искусственный интеллект, программирование, мехатронику и другие. Доступность образовательных ресурсов ускоряет подготовку кадров для рынка.

"Онлайн-образование в области робототехники выбирают осознанно, с пониманием того, какие навыки они хотят развить. Это помогает будущим специалистам адаптироваться к динамичным изменениям на рынке и открывает перед ними возможности трудоустройства", - объяснил Chiefpeople officer холдинга Skillbox Джамал Халилов.

Темпы роста производства и внедрения сервисных роботов в стране приблизительно соответствуют мировым. Возможно, даже опережают их, считает ведущий эксперт Центра компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) "Искусственный интеллект" на базе МФТИ Александр Родин. Активный рост отечественных производств, импортозамещение и открытие новых сфер производства должно подогреть интеграторов сервисных роботов. В результате их количество будет только увеличиваться, полагает заместитель генерального директора компании "Степень Свободы", член Правления национальной ассоциации участников рынка робототехники, эксперт рынка НТИ "Нейронет" Алиса Сотникова.

И хотя до полной замены реальных сотрудников роботами еще далеко, но уже сейчас правильным направлением является интеграция роботов и искусственного интеллекта в повседневную жизнь. По мнению инженера-разработчика, преподавателя факультета технологического предпринимательства университета "Синергия" Андрея Славянского, обеспечение сортировки на предприятиях, дополнительный контроль при производстве, организация локальной логистики с применением роботизированных систем - все это наше ближайшее будущее.

Заместитель директора АНО "Платформа НТИ" Никита Уткин также заметил, что сегмент персональных сервисных роботов на крупнейших мировых рынках сильно растет за счет популярности распространения систем домашней автоматизации, в том числе систем "умного" дома. В скором времени этот тренд полностью "распакуется" и в России.

Однако рынок не лишен проблем. К.т.н., руководитель комплекса "Разработка новых конструкционных материалов" Центра НТИ "Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества" МГТУ им. Н.Э. Баумана Максим Орлов рассказал, что до 1991 года наше государство было самым автоматизированным и роботизированным: на различные типы предприятий было внедрено около 6 тысяч роботов, что составляло 20% от мирового значения. Сейчас же Россия по уровню автоматизации использует десятые доли процента от общемирового количества всех роботов-манипуляторов и в целом роботов.

"Поэтому сейчас ситуация с внедрением и разработкой роботов крайне плачевная", - сказал собеседник.

По его мнению, проблема в первую очередь заключается в том, что роботы долго не были востребованы из-за низкой оплаты труда низкоквалифицированных специалистов, так как машины прежде всего заменяют людей, которые выполняют рутинные операции на заводах.

"По экономике любого капиталистического предприятия выгоднее нанять 100 человек и платить им 5 лет зарплату, чем купить несколько роботов, которые будут очень долго окупаться", - объяснил эксперт.

Во-вторых, проблема российского производства в целом, не только роботов, заключается в том, что продукция долгое время не разрабатывалась. И здесь нужны работающие государственные инструменты.

"Очень много сложностей по внедрению результатов, потому что, когда ты выходишь на рынок со своим готовым продуктом, который даже если конкурентен, но находится в среде уже поднявшихся на запредельные высоты по качеству импортных роботов, очень сложно доказать, что ты не хуже, может быть в чем-то лучше и что тебе можно доверять", - дополнил Орлов.

Еще одна преграда связана с нежеланием менять налаженные процессы. Некоторые воспринимают роботов в штыки, поскольку требуется тратить много времени на пусконаладку, интегрирование, изменение технологических процессов и т.д. А это огромный труд.

"В этом вопросе нужна железная воля, чтобы принять такое решение", - уверен эксперт.