Как белорус Юрий Демидович стал самым молодым дирижером Мариинского театра

На сцене прославленной Мариинки дебютировал представитель нового поколения музыкантов белорусско-российский дирижер Юрий Демидович, ученик Вячеслава Валеева, который дирижировал Молодежным симфоническим белорусско-российским оркестром. Юрий в 25 лет стал обладателем специального приза Международного музыкального конкурса имени Сергея Рахманинова. Но свою музыкальную карьеру харизматичный дирижер начинал на эстраде.

Еще в детстве Юрий выступал от Беларуси на "Детском Евровидении-2009". 11 сентября 2009 года Юра стал победителем белорусского детского конкурса "Песня для Евровидения". Общее количество просмотров его номера "Волшебный кролик" в интернете было около миллиона. Юра - автор музыки и текста песни, написал ее под впечатлением от сказки "Алиса в Стране чудес".

В своей анкете для "Евровидения" он написал, что его любимые музыкальные исполнители - Робертино Лоретти, Карузо, Паваротти, Джейкоб Бэннон, Дэвид Тибет. Любимые книги - "Мастер и Маргарита" и Библия (Юрий пел в церковном хоре. - Прим. авт.). Любимый поэт - Есенин.

Незадолго до финала на "Детском Евровидении-2009" он упал со сцены и сломал большой палец на руке. В финале конкурса занял 9-е место.

А 1 июля 2010 года вышел его дебютный альбом "Кто бы вы думали?!", который попал в первые строчки многих независимых музыкальных хит-парадов. Но Юрий заявил, что петь "Волшебного кролика" больше не будет.

- Мне двенадцать лет, - объяснил Юрий, - я хочу играть в футбол, кататься на велосипеде, а в расписании дня концерты, репетиции, занятия, в футбол играть некогда.

В молодежном симфоническом оркестре России и Беларуси стажируется будущая музыкальная элита Союзного государства

Решение продолжить заниматься музыкой на профессиональном уровне было моим. Родители никак не связаны с музыкой. Мама - бухгалтер, папа - инженер.

...В детстве Юра попросил отдать его в музыкальную школу при Белорусской государственной академии музыки.

Стоял ноябрь, и набор уже не проводили. Родители пошли к директору, рассказали о сыне, попросили прослушать. Собрались директор, завуч и педагоги. Юное дарование определили во второй класс.

Еще в консерватории Демидович написал "Белорусский вальс-размышление". Фото: Фото из личного архива

Так Юрий попал к прекрасным педагогам по вокалу. Там был хор. В хоре опять стал солистом.

В 17 лет у него сломался голос. Но у него была мечта - учиться в Москве. Так он оказался на факультете хорового дирижирования

Еще учась в консерватории, стал заниматься композицией, инструментовкой, чтением симфонических партитур у Валерия Григорьевича Кикты. Под его руководством написал "Белорусский вальс-размышление" для симфонического оркестра, который исполнил на госэкзамене.

После четвертого курса перевелся на кафедру оперно-симфонического дирижирования в класс преподавателя Вячеслава Ахметовича Валеева, который в то время дирижировал Молодежным белорусско-российским симфоническим оркестром. Там стажируются студенты ведущих музыкальных вузов Москвы и Минска - будущая музыкальная элита Союзного государства.

Вы получили спецприз Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени Сергея Рахманинова. Что это вам дало?

Юрий Демидович: Возможность показать себя широкой аудитории. Валерий Гергиев как председатель жюри пригласил пройти стажировку в Мариинском театре.

В 2023 году официально приняли в Мариинский театр, а летом 2024 года состоялся мой дебют со спектаклем "Зори здесь тихие" во Владикавказе и дебют на исторической сцене Мариинского театра в спектакле "Любовный напиток" Доницетти.

Вы харизматичный и виртуозный дирижер, который по-новому трактует произведения, а ведь рабочие инструменты дирижера у всех одинаковы - партитура и палочка.

Юрий Демидович: Дирижер - профессия второй половины жизни. Это не манипуляции руками. Это еще и психология. Вся палитра симфонического оркестра раскрывается в произведениях великих композиторов - они жизнь положили, чтобы раскрыть возможности оркестра.

Что-то хотелось бы исправить в жизни?

Юрий Демидович: Я стараюсь жить по совести, чтобы ничего не менять.