Большой театр представил новую версию "Баек о лисе, утенке и Балде" для детей

Оперный спектакль, апеллирующий к самым маленьким, - событие редкое в афише Большого театра. На сей раз на Камерной сцене он представил новую версию "Баек о лисе, утенке и Балде", впервые показанных в Бетховенском зале 9 лет назад. Ее делала молодая команда: дирижер Алексей Верещагин, режиссер Дмитрий Белянушкин, хореограф Рамуне Ходоркайте, сценограф Александр Арефьев и художник по костюмам Мария Чернышева.
Простотой и лаконичностью своей стилистики спектакль напоминает русский дореволюционный лубок.
Простотой и лаконичностью своей стилистики спектакль напоминает русский дореволюционный лубок. / Татьяна Спиридонова / Большой театр

Это яркий, изящный коллаж из пяти разножанровых миниатюр от оперы, пантомимы, стремящейся к балету, и балаганного вертепного театра: "Жила-была корова" Александра Праведникова на стихи Евгении Авдеевой, "Гадкий утенок" сказка Андерсена для голоса и оркестра Сергея Прокофьева, "Траката" Александра Праведникова, веселое представление с пением и музыкой "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана" Игоря Стравинского и в финале снова опус Александра Праведникова "Сказка о попе и его работнике Балде" - опера для солистки, женского или детского хора, контрабаса, балалайки и фортепиано на стихи Пушкина и Тютчева.

Конечно, трактовка сочинений Прокофьева или Стравинского как шутки гениев для детворы значительно их упрощает. Да и старорусские тексты в некоторых эпизодах как по сложности архаичной формы, так и по морально-назидательному посылу, "детскими" назвать затруднительно.

По стилю и атмосфере представление не изменилось, но Камерная сцена, несмотря на мизерные размеры, придает действу ощущение цельного спектакля. Жаль, что нет сквозной драматургии, но объединяющая идея эксцентричного скоморошьего представления присутствует. Прежде всего благодаря эффектным нарядам с отсылкой к Дягилевским сезонам, на которых впервые была показана "Байка" Стравинского. Кстати, прокофьевский "Утенок" тоже родился в начале прошлого века, в 1914 году. Эти два сочинения и создают камертон нынешней премьеры.

Впрочем, маленькие зрители пока больше внимания уделяют визуальным деталям представления. И абсолютно счастливы, когда герои спектакля спускаются в зал и немного играют с ними. В восторге они и от удачных декораций, похожих на книжки-раскладушки с объемными картинками. Для взрослого взгляда спектакль по стилистике напоминает дореволюционный лубок своей простотой и лаконичностью.

Редчайшее событие: Большой театр показал оперу, адресованную самым маленьким

Вечер побаловал отличным исполнительским уровнем. Особенно хорош миманс театра, который обычно остается в тени солистов. А тут он продемонстрировал и балетное мастерство, и цирковые трюки. Хорошо поет / играет и детская группа хора Камерной сцены. Инструментальный ансамбль под руководством Алексея Верещагина слаженно ведет мозаичный спектакль, где каждый солист получает свою минуту успеха: характерное сопрано Татьяна Федотова ("Утенок"), фактурное меццо-сопрано Виктория Преображенская ("Балда") или квартет мужских голосов в "Байке" - тенора Захар Ковалев и Александр Чернов, басы Азамат Цалити и Алексей Смирнов, а также безмолвные герои, чья пластика была очень красноречива: Павел Медведицин (Балда/Солнце), Юлия Смирнова (Бесенок, Петух), Артем Хрулев (Утенок).

И, главное, этот спектакль рождает желание еще раз прийти в театр.