Для решения этой проблемы в минтруде предлагают пересмотреть патентную систему. Сейчас рассматривается введение нормы, которая обяжет мигрантов возвращать работодателю затраченные суммы в случае перехода в другую компанию, рассказали в ведомстве. Над новой системой минтруд работает совместно с МВД.
Больше половины компаний испытывают дефицит трудовых мигрантов, выяснили в hh.ru. Еще вчера иностранные сотрудники сами стучались в дверь, а теперь их приходится искать, привлекать, привозить из других стран самостоятельно. Это касается разных отраслей, например, владелец строительного рынка в Московской области рассказал "РГ", что раньше мигранты просили за небольшую работу условную тысячу рублей. А теперь просят 3 тысячи и ждут, что оформление возьмет на себя наниматель.
Чаще всего в российских компаниях трудятся иностранные сотрудники из стран СНГ и ЕАЭС, их почти половина от общего числа. Несмотря на преобладание мигрантов из Центральной Азии, наблюдается растущий поток рабочих из Китая и Индии, отметили в "Мигрант Сервисе". Почти 40% работодателей ориентируются на сотрудников только из стран СНГ и ЕАЭС. С этими странами проще въездной режим, требования к оформлению на работу, частично признаются документы, такие как дипломы и водительские права. Но также 40% компаний готовы привлекать работников из любых регионов мира. В основном руководители заинтересованы в найме сотрудников из Индии и стран Ближнего Востока, Китая, Евросоюза и Вьетнама. В кадрах из стран Африки и Северной Кореи российские работодатели заинтересованы меньше.
Выходцы из Узбекистана и Таджикистана чаще сами ищут работу в России. Они готовы приезжать в страну без договоренности с определенным работодателем, активно размещают резюме и просматривают вакансии. Граждане стран дальнего зарубежья рассчитывают на приглашение со стороны работодателя еще до въезда в страну. Число резюме от кандидатов из стран, которые не входят в СНГ и ЕАЭС, в рекрутинговых базах составляет менее 5%.
"Активнее всего работодатели нанимают мигрантов из стран Средней Азии и ряда африканских стран на рабочие и строительные должности, а также на низкоквалифицированные позиции", - говорит Анна Четаева, руководитель отдела по подбору персонала кадровой компании UTEAM. Самыми востребованными остаются рабочие: грузчики, разнорабочие и кладовщики, также строители и линейный обслуживающий персонал: кассиры, официанты и уборщики.
В последнее время на рынке труда отмечается тренд на переход рабочих мигрантов из сферы строительства в курьерские службы, отмечает Анна Четаева. Это связано с уровнем зарплат. В курьерских службах мигрантам предлагают зарплаты в 150 тыс. рублей. Серьезно выросли буквально в 2024 году зарплаты мигрантов на производстве, сейчас они составляют в среднем 147 тыс. рублей, водители получают 136 тыс. рублей. Строительная сфера отстает, тут получают по 130 тыс. рублей.
Российские организации все активнее приглашают айтишников из Азии и Африки, например из Индии, Кении, Зимбабве и Камеруна. Это стремление бизнеса обусловлено желанием оптимизировать затраты на заработные платы в IT-отрасли, которые стремительно растут, отмечает Анна Четаева. Пока, впрочем, африканских IT-специалистов в России не так много из-за сложностей с оформлением документов.
Работодатели готовы нанимать в основном тех сотрудников, которые уже приехали в страну. Большинство компаний не заинтересованы организовывать ввоз иностранной рабочей силы. Только каждый шестой работодатель готов это делать с помощью посредников, а 13% - выстраивать этот процесс самостоятельно. В то же время большинство работодателей - 60% - готовы предоставлять мигрантам жилье.
Работодатели ждут мигрантов прежде всего в ЖКХ, строительстве и сельском хозяйстве. А сами мигранты бегут в курьерские службы и такси, потому что зарплаты там больше. В то же время уже несколько десятков регионов ввели ограничения на работу мигрантов в ряде сфер, чтобы перераспределить их потоки в нужных направлениях. И с начала 2025 года число таких территорий увеличится. Ограничения начнут действовать в Московской области. Запрет на привлечение иностранцев по патентам будет распространяться на сферы торговли алкоголем и табаком, уличного питания в нестационарных торговых объектах, социальных услуг, спорта, культуры, досуга, здравоохранения и образования. Также с 2025 года будут действовать ограничения на работу мигрантов в Приморском крае. Запрет касается таких областей, как пассажирские перевозки, такси, логистика и курьерские услуги.
Дефицит кадров в производственной сфере вынуждает работодателей повышать зарплаты. Так, в начале года максимальная зарплата мигрантов на производстве составляла 105 тыс. рублей, а уже к лету она выросла почти до 150 тыс. рублей в месяц, посчитали аналитики "Мигрант Сервис". Анализ размещенных вакансий показал рост зарплат трудовых мигрантов на должность "производственный рабочий" на 40%.
На производствах не хватает сварщиков, бетонщиков, монолитчиков и арматурщиков. Причем готовы брать даже сотрудников без опыта и обучать работам, которые не требуют серьезной квалификации.
Как рассказал независимый эксперт в сфере миграции Вадим Коженов, становится больше белых схем оформления мигрантов. Схемы, когда приезжим из соседних республик не заплатили за выполненную работу, уходят в прошлое. Это связано, в том числе, с тем, что сейчас много сообществ, в которых мигранты делятся информацией о недобросовестных работодателях. В итоге такие наниматели остаются без сотрудников.