Что можно увидеть в музее Смольного

В здании Смольного прошла выставка, подготовленная "Российской газетой", "Метрострой. Война. Блокада. История одной судьбы", посвященная Павлу Тюменеву, конструктору первых советских эскалаторов для метрополитена. 22 июня 1941 года он оказался в командировке в Берлине, в этот же день - в концлагере Дахау. Вернулся в Ленинград перед началом блокады. И даже во время войны продолжал проектировать эскалаторы для московского метро, строительство которого не прекращалось.
Выставка "РГ" о Павле Тюменеве уже побывала даже в Москве.
Выставка "РГ" о Павле Тюменеве уже побывала даже в Москве. / Татьяна Тюменева /РГ

Кстати, многие предполагают, что в Смольный обычному человеку не попасть. Это не совсем так. В Смольном работает одноименный музей, который и организовал выставку, а посмотреть и временные выставки, и постоянную экспозицию, включая знаменитый "бункер Жданова", может любой - но по предварительной записи. Журналисту "РГ" показали те же объекты, что и другим посетителям музея.

Выставка "РГ" экспонировалась в огромном, длиной 220 метров, коридоре на третьем этаже. Том самом, куда на протяжении более столетия выходили дортуары (спальни) воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц (Смольного института). И поговорка "шерочка с машерочкой" пошла именно отсюда. Девицы гуляли парами, разговаривали по-французски, с соблюдением этикета. Слово "шер" с французского переводится "дорогая, милая", "ма шер" - "моя дорогая".

Сам третий этаж - знаковый. Именно здесь располагался первый кабинет Владимира Ильича Ленина в Смольном. Чудом практически полностью сохранился до наших дней. Кабинет имеет номер 67 и табличку "Классная дама". До Октябрьской революции здесь проживал кто-то из наставниц смолянок. Через несколько месяцев его занял Лев Троцкий, затем уступивший помещение Владимиру Ильичу. Шел 1917 год.

Слева от входа в кабинет - фотография того времени. Вооруженные красноармейцы охраняют вход к вождю революции. Та же дощечка на двери. Рядом с фото - снимок рукописного распоряжения Ленина об обязанностях охранников. Они просты, как все гениальное. "1. Не пропускать никого, кроме народных комиссаров. 2. От всех остальных требовать, чтобы на бумаге записали свое имя и цель визита в двух словах".

Елизавета Фокина, экскурсовод, открывает дверь "Классной дамы".

Небольшая приемная, два стола. За одним сидел Владимир Бонч-Бруевич (ближайший помощник Ильича), за другим - Николай Горбунов (первый секретарь Совнаркома). Еще дверь - и входим в кабинет. Небольшая перегородка (дортуарная) отделяет рабочую зону от крошечной спальни. Здесь глава молодой Советской республики мог передохнуть на узкой металлической кровати. Да и вся обстановка крошечной спаленки - как бы сейчас сказали, в духе минимализма. Собственно, Ильичу и одежные шкафы были не нужны. Говорил, что вполне достаточно повесить пиджак на спинку стула. А в шкафах должны храниться книги.

Сам кабинет тоже прост. Стол Ленина, стол секретаря. Зато из окна открывается потрясающий вид на Неву.

Фото: Татьяна Тюменева

В прилегающем к "номеру 67" пространстве можно увидеть высеченную на мраморе первую Конституцию страны, посмертную маску Ильича, картины, на которых изображен вождь, в том числе хрестоматийные "Ходоки у В. И.Ленина" и "Мы пойдем другим путем".

А если спуститься этажом ниже, можно зайти в помещение, где потом проживали Ленин и Надежда Крупская. Тоже очень скромно. Те же узенькие, можно сказать сиротские, кроватки.

Второй этаж. Белый (актовый) зал. В 1917 году здесь выступал Ильич. До него проводились выпускные балы смолянок. Сейчас здесь проходят торжественные заседания и выступают члены нынешнего правительства Санкт-Петербурга.

Исторические белоснежные интерьеры - задумка Джакомо Кваренги - полностью восстановлены. Люстры необыкновенно изящны, но видимая легкость конструкции вовсе не означает легкости материала. Сделана эта красота из итальянского алебастра.

Огромные белоснежные печи с рельефными изображениями "Гения славы" (работа скульптора Ивана Теребенева). "Гении славы" также есть под потолком огромного зала. Устремлены вверх.

А о том, как смолянки готовились к выпускному балу, а также об их жизни и быте в стенах института рассказывает экспозиция, представленная в одном из кабинетов на этаже. Все наслышаны о том, что правила были жесткие. И это действительно так. Поначалу учебное заведение было настолько закрытым, что даже домой девочек не было принято отпускать. И срок учебы составлял 12 лет. Но когда в стены института пришел педагогом Константин Ушинский, правила были смягчены: он настоял, что общение с семьей - во благо, а не во вред. При нем же уменьшили срок учебы - до 9 лет, увеличив возраст приема. Если ранее принимали дворянок не старше шести лет, то по новым правилам - не старше девяти лет.

Теперь нам предстоит спуститься глубоко вниз. Именно здесь расположен "Объект .Павильон.", построенный в 1937 году. Во время Великой Отечественной войны убежище так официально и называлось. Было модернизировано в 50-е годы ХХ века с появлением ядерного оружия и получило новое название "Объект К-51".

Реально использовался в годы блокады. Именно здесь принимались важнейшие решения, связанные с обороной города, снабжением его населения продуктами. В этих помещениях работали первые лица Ленинграда блокадной поры, в том числе первые секретари Ленинградских городского и областного комитетов ВКП(б) Андрей Жданов и Алексей Кузнецов (расстрелян в 1950 году). Здесь же находились командующие Ленинградским фронтом Климент Ворошилов, Георгий Жуков.

Массивные двери закрывают вход в объект, еще недавно бывший особо секретным и стратегическим. Внутри - комнаты, в которых размещены тематические экспозиции. Комната дежурного сотрудника НКВД, кабинет Жданова, помещение, где заседал Военный совет Ленинградского фронта. Большая медсанчасть: медсестра готовится сделать укол больному. В соседнем отсеке - госпитальная двухъярусная палата. Кабинет Леонида Говорова (тогда командующего Ленинградской группировкой Волховского фронта): многочисленные карты лежат на большом столе. И - семейный фотоальбом. По "Дороге жизни" к маршалу из Москвы приехала супруга, и в 1944 году у пары в Ленинграде родился сын.

По соседству - на первый взгляд странная экспозиция. Воссоздана комната отдыха со старинным буфетом. За круглым столом на венском стуле сидит маленький мальчик в военной форме. Снял фуражку, под которой оказались взъерошенные волосы. Мальчик - пятилетний сын Алексея Кузнецова - Валерий. Он остался с отцом в Ленинграде, не был эвакуирован. Специально для него шили форму совсем маленького размера. Валерий еще не знает, что за ужасами блокады придет не менее тяжелое время: арест отца. И что приговором суда родному человеку станет расстрел.

А в самом конце бункера представлен необычный экспонат: большой макет Смольного блокадного времени - с маскировочными сетями. Одно нажатие кнопки - и стены макета опускаются вниз, представляя миниатюрные освещенные комнаты. Как в очень дорогом игрушечном домике.

...Возвращаясь с экскурсии, обязательно еще раз посмотрите на Смольный. И он предстанет перед вами не как место, где работают чиновники высокого ранга, а как здание, видевшее очень многое - и худое, и хорошее, чья судьба неразрывно переплелась с историей города и страны.

Из первых уст

Николай Третьяков, директор Историко-мемориального музея "Смольный":

- Выставка "Метрострой. Война. Блокада" открылась в год 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и стала продолжением цикла юбилейных мероприятий в Смольном. Место выбрано неслучайно: бомбоубежище под Смольным проектировалось, строилось и обслуживалось разными поколениями метростроевцев, и в судьбе героя выставки как в капле воды отразилась судьба тысяч ленинградцев, которые ковали нашу Победу.

P. S.

Представленная в Смольном выставка "Метрострой. Война. Блокада" экспонировалась уже в шестой раз. Ранее она побывала в Центральном железнодорожном музее, музее Московского метростроя, в петербургском Доме журналиста, Центральном государственном архиве научно-технической документации Санкт-Петербурга и городском лицее N 344.