Поэт-современник: Зачем нынешнему миру нужен Пушкин? Интервью с Эльмирой Афанасьевой

Международная конференция "Пушкин и современность" открылась в Москве
В Москве 24 октября открылась международная научно-практическая конференция "Пушкин и современность". Она проходит на двух главных пушкинских площадках столицы - в Государственном музее Александра Пушкина и Институте имени Пушкина.

Встреча посвящена 225-летию со дня рождения русского гения и объединяет филологов, сотрудников литературных музеев, организаторов пушкинских проектов в России и за рубежом. Среди самых интересных заявленных тем - дискуссия о так называемом "пушкинском коде" в эпоху цифровых коммуникаций.

Свое приветствие участникам пушкинского форума передал глава Россотрудничества Евгений Примаков. "Уверен, что дадите достойный ответ вызовам современности и не только сохраните наследие Александра Сергеевича, но и распространите его на другие страны и континенты", - подчеркнул он. К слову, во второй день конференции пройдет международный круглый стол, который Институт Пушкина подготовил совместно с Россотрудничеством. На нем речь пойдет о деятельности Русских домов за рубежом, посвященной юбилею поэта.

Между тем международный диалог о поэзии, ценностях культуры и музейном содружестве, рожденный именем Пушкина, уходит корнями к началу XX века, когда эмигранты первой волны решили отмечать дни русской культуры за рубежом.

- И дело не только в том, что Пушкин смог объединить "великое русское рассеяние", - рассказала в интервью "РГ" руководитель Пушкинских проектов Института Пушкина, доктор филологических наук Эльмира Афанасьева. - В день рождения Пушкина за рубежом стали праздновать дни русской культуры, а к столетию со дня ухода поэта в 1937 году прошли несколько статусных событий, в том числе конференции и выставки. Тогда центрами пушкинистики стали три города - Париж, Харбин и Белград. В Советском Союзе с 1937 года начало выходить полное академическое собрание сочинений Пушкина в 16 томах. Активно работал Пушкинский дом в Ленинграде. И именно тогда сложилась уникальная ситуация, когда буквально весь мир объединялся под знаком Пушкина. Две даты - день рождения поэта и день памяти, в начале ХХ века прочно вошли в культурный мировой календарь.

Пушкинская осень, которая связана и с памятью о дне основания Лицея, и с Болдинским затворничеством поэта 1830 года, в этом году включает и международную конференцию. В большом движении пушкинистов принимают участие лингвисты, литературоведы, сотрудники музеев и преподаватели русского языка как иностранного.

- Через Пушкина возможно представить загадочность русской души и ценности русского мира, такие как дружба, любовь, служение Отечеству, служение поэта высшему началу - Богу. Неслучайно в творчестве Пушкина и в творчестве русских писателей поэт отождествляется с пророком, который говорит не только с современниками, но и с будущим поколением, - поясняет Эльмира Афанасьева.

Как сегодня говорить с миром на русском языке, когда тот отменяет нашу культуру.

Эльмира Афанасьева: В период исторической турбулентности есть, конечно, сложности, связанные и с преподаванием русской классики, и с отношением к русскому миру. Но образ поэта, который способен говорить с будущим поколением и выполняет свою пророческую миссию, задает новую парадигму восприятия роли культуры в нашем мире.

А тем, кто любит русскую поэзию, но привык к цифровому формату, как преподавать?

Эльмира Афанасьева: Современная пушкинистика задействует актуальные именно сегодня способы обучения. В рамках нашей конференции пройдут презентации цифровых проектов. Это, например, интерактивные авторские курсы, посвященные чтению и пониманию произведений А.С. Пушкина (проект реализуется под руководством профессора Института Пушкина Натальи Кулибиной). Представлен новый учебник для иностранцев "Мировой Пушкин". С учетом современных реалий мы разработали ряд цифровых площадок, например, сайт Пушкин-225.рф, куда был интегрирован пушкинский календарь. Российские и зарубежные партнеры передавали модераторам этого цифрового ресурса информацию о мероприятиях, которые проходят в течение года.

Да, адаптация всех накопленных академических знаний для цифрового поколения необходима. Но вот что здорово: мы видим, что у молодых есть встречное желание сделать поэта своим современником. Я приведу лишь один пример, связанный с тем, как мы стали свидетелями буквально ренессансного восприятия Пушкина, и его жизни в наше время.

Параллель Болдинской осени 1830 года и весны 2020-го сформировала такое явление, как "культурный карантин". Эта параллель позволила творчески переосмыслить сложный период нашего бытия, когда создавалось огромное количество интернет-проектов, когда нам стали доступны видеозаписи театральных и балетных постановок. И все организации, носящие имя Пушкина, в этот момент актуализировали интернет-контент, вели вебинары, организовывали онлайн-подключения из музеев, институтов, школ, носящих имя Пушкина.

Но ведь и вторая волна эпидемии 2021 года тоже многих стимулировала…

Эльмира Афанасьева: Вторая волна эпидемии XXI века была связана с 1831 годом, когда центром карантинных мер стал Санкт-Петербург. Пушкин в этот момент вместе с женой Натальей Николаевной находился в Царском Селе, но очень переживал за сестру Ольгу, которая осталась в пораженной холерой столице. Эти исторические аналогии позволили почувствовать, насколько Пушкин нам близок сегодня, как он переживал сложную ситуацию и как он с помощью творчества выходил из нее буквально преображенным.

Все, о чем вы рассказываете, связано с необходимостью популяризации пушкинского наследия среди молодых?

Эльмира Афанасьева: Я не думаю, что мы сейчас говорим о простой популяризации. Есть в научном сообществе такое понятие, как научно-популярные проекты. Когда в центре находится академическое знание профессионала. И это знание лингвист или литературовед может доступным образом доносить до большой аудитории. Например, проект Института Пушкина "Литературные гостиные "Слово и космос" с онлайн-подключением к Международной космической станции. Его мы реализовали в содружестве с Роскосмосом и Московской губернской универсальной библиотекой в городе Королеве. Нашими соведущими были космонавты - Герои России Сергей Николаевич Рыжиков и Олег Германович Артемьев. Этот проект начался с диалога о Пушкине в 2020 году. И пушкинское слово, прозвучавшее в космосе, навело на такую аналогию. Мы называем Пушкина - "солнце русской поэзии", а в момент диалога с космонавтом, находящимся на орбите, солнечная притягательность пушкинской поэзии особенно впечатляла.

Подытоживая наш разговор, зачем современному миру нужен Пушкин?

Эльмира Афанасьева: Истинный поэт своим творчеством задает особый вектор ценностного восприятия мира. В процессе чтения, например, сказок или стихов, возникает уникальная ситуация, когда родители вместе с детьми погружаются в единый творческий мир, который освещен добром, красотой, гармонией и любовью.

Это большое пушкинское движение задает самую важную сегодня парадигму, связанную с памятью. Нерукотворный памятник, который воздвиг Пушкин, - это русский литературный язык, красивый, богатый, дающий возможность прикоснуться к эстетике золотого века. И тут ключевую роль играет педагог, его профессионализм, потому что, например, многие иностранцы говорят, как сложен, почти недоступен Пушкин.

Кстати, в конференции принимают участие потомки Пушкина. Среди них Елена Сабурова, которая представляет линию старшего сына поэта Александра Александровича.

Справка "РГ"

Научно-исследовательская конференция "Пушкин и современность" проводится в партнерстве с Федеральным агентством по делам Содружества Независимых государств, Институтом Пушкина и Государственным музеем А.С. Пушкина.