Зачем инженерно-педагогический вуз вывел студентов в цеха

Проблема нехватки кадров сегодня актуальна для всех отраслей экономики, но наиболее остра в промышленности. В такой ситуации особое значение приобретает задача подготовки специалистов, которые в свою очередь будут воспитывать и обучать квалифицированных рабочих. Как справляется с этой миссией Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ), как адаптируется к новым вызовам, рассказала исполняющая обязанности ректора Людмила Габышева.
Людмила Габышева: Деятельность образовательных учреждений включает не только обучение и передачу профессиональных навыков, но и воспитание, в том числе патриотическое.
Людмила Габышева: Деятельность образовательных учреждений включает не только обучение и передачу профессиональных навыков, но и воспитание, в том числе патриотическое. / Татьяна Андреева/РГ

Людмила Константиновна, ваш педагогический вуз особенный - он изначально создавался для подготовки кадров для среднего профобразования (СПО). Зачем это было нужно?

Людмила Габышева: В 1970-е годы высокие требования к качеству обучения в техникумах и ПТУ диктовал научно-технический прогресс. Поэтому Министерство высшего и среднего специального образования СССР приняло решение о выделении инженерно-педагогического образования в самостоятельную ветвь, и в 1979 году был создан Свердловский инженерно-педагогический институт - единственный в своем роде в стране, а затем ведущий вуз по данному направлению. И сегодня, спустя 45 лет, наш университет выпускает специалистов, которые не просто готовы к педагогической работе, но и сами на высоком уровне владеют рабочими специальностями, то есть могут продемонстрировать учащимся, как работать на том или ином оборудовании.

В условиях специальной военной операции стратегической задачей стала подготовка кадров для оборонно-промышленного комплекса. Стране срочно нужны квалифицированные рабочие. А их обучают мастера и преподаватели СПО, которых, в свою очередь, готовят в РГППУ.

Помимо преподавателей для колледжей и учебных центров предприятий наш университет выпускает и кадры для уральских заводов, в том числе оборонных: специалистов с высшим образованием в сферах машиностроения, электроэнергетики, электротехники, информационных технологий и т. д. Сегодня, когда против России развязана гибридная системная война - на поле боя, в экономике, политике, культуре, спорте и т. д., эффективность производства, обеспечивающая устойчивость тыла, - это тоже оружие. Новая индустриализация, ускоренное импортозамещение необходимы для обеспечения технологической безопасности государства.

В течение всего курса обучения студент имеет возможность познакомиться с работой нескольких предприятий и осознанно выбрать место будущего трудоустройства

В последние годы высшее образование в стране активно трансформируется с учетом потребностей работодателей. Какие перемены происходят в вашем вузе?

Людмила Габышева: На производстве постоянно появляются новые технологии и оборудование, и образовательному учреждению трудно угнаться за передовыми компаниями в плане оснащения. Поэтому уже второй год мы внедряем модель практико-модульного обучения: студенты вместе с преподавателями выходят непосредственно на площадки индустриальных партнеров, с которыми согласовываются и программы обучения. Таким образом, процесс обучения - это не полгода теории и полгода практики. Все идет в едином комплексе: лекции, практические занятия, лабораторные работы и практика непосредственно на производстве.

Большую помощь в налаживании связей с индустриальными партнерами нам оказало уральское полпредство: при поддержке Владимира Якушева в декабре прошлого года на площадке нашего университета прошло совещание с представителями предприятий, где мы презентовали эту модель. И сегодня активно внедряем ее в программы как высшего, так и среднего профессионального образования.

Что дает такой подход студентам, преподавателям, индустриальным партнерам?

Людмила Габышева: Студентам позволяет получить качественное практико-ориентированное образование и подготовиться к реальным условиям работы, а преподавателям - быть в курсе последних разработок и технологий, применяемых в реальном секторе. Кстати, мы сотрудничаем не с одним предприятием, а с целым рядом: среди партнеров вуза Уралмашзавод, Уралтрансмаш, Уралхиммаш, завод имени Калинина, Уральский приборостроительный завод и другие ведущие компании региона. Важно, что в течение всего курса обучения студент имеет возможность детально познакомиться с работой нескольких из них. Это помогает ребятам осознанно выбрать место будущего трудоустройства.

Для предприятий организация учебного процесса на производстве, конечно, создает дополнительную нагрузку: им нужно оборудовать помещения, прикрепить к студентам наставников и т. д. Но у них есть серьезная мотивация: эти ребята через 3-4 года, получив диплом, устроятся на предприятия, а некоторые и раньше - уже после прохождения практики начинают совмещать учебу с работой.

Сотрудничество с промышленниками ограничивается подготовкой кадров?

Людмила Габышева: Нет, мы нацелены также на совместные исследования, проведение НИОКР в интересах индустриальных партнеров и т. п. Планируем на базе университета провести первую научно-промышленную конференцию "Индустриальное партнерство в условиях технологического суверенитета: консолидация науки, образования и промышленности", в которой примут участие представители промпредприятий Урала. Мы ожидаем от этого мероприятия расширения сотрудничества с ними. Например, в планах - совместное участие в грантовых и субсидируемых проектах, развитие молодежного технологического предпринимательства на площадке вуза, выпуск инновационной продукции по заказу и при непосредственном участии предприятий-партнеров. Перспективным направлением может стать коммерциализация наших научных достижений, внедрение их результатов в производственный процесс.

А что представляет собой университетский технопарк?

Людмила Габышева: Это оснащенное самым современным оборудованием пространство - учебные лаборатории, где студенты и школьники могут заниматься исследованиями в самых актуальных областях, например, биологии и генетике, альтернативной энергетике, создавать изделия на 3D-принтерах, разрабатывать технологии для "умного дома" и т. д. Более того, здесь есть возможность организации производства высокотехнологичной продукции.

Одним из важнейших направлений такой работы стало развитие производственных лабораторий, в которых будет изготавливаться техника, необходимая армии, в частности беспилотные авиационные системы, и осуществляться подготовка профильных специалистов. Университет готовится создать настоящее производство беспилотников в кооперации с крупнейшими российскими производителями такой техники и организовать учебный центр для будущих контрактников, которые пойдут защищать Родину, уже обладая востребованными воинскими специальностями. Здесь мы очень рассчитываем на поддержку нового полпреда президента России в УрФО Артема Жоги, который не понаслышке знает нужды фронта и понимает необходимость разработок новейшей беспилотной техники и организации ее массового производства.

Помимо развития этого направления ваш вуз участвует в поддержке российских бойцов, других патриотических программах?

Людмила Габышева: Деятельность образовательных учреждений включает не только обучение и передачу профессиональных навыков, но и воспитание, в том числе патриотическое. Примером для ребят служат наши выпускники, проявившие героизм, павшие при защите Родины, в том числе уже в ходе СВО.

Воспитание - это не только беседы о важном, но и практические дела. В университете активно развивается волонтерское движение, в ближайшее время планируется создать на базе РГППУ первичное отделение "Союза добровольцев Донбасса" - ведущей патриотической организации России, которая оказывает реальную помощь жителям новых регионов и всем, кто оказался в сложной ситуации из-за военных действий.

В последние годы отмечается взрывной рост популярности среднего профобразования. Вы ощутили этот тренд?

Людмила Габышева: Безусловно. Приемная кампания 2024 года стала показательной: университет выполнил план приема на места с полным возмещением затрат на 175 процентов по высшему образованию, а по среднему профессиональному - на 325. Пришлось открыть дополнительные группы, и средний балл был высоким. Причем, когда общаешься со студентами колледжа, понимаешь: это совершенно другие люди в сравнении с теми, которые поступали еще несколько лет назад. Они четко знают, кем хотят быть: ребята нацелены на получение рабочей профессии, а не на то, чтобы не сдавать ЕГЭ. Но если в дальнейшем у них возникнет потребность в высшем образовании, они смогут реализовать ее в стенах университета: в среднем около 40 процентов выпускников нашего колледжа идут учиться дальше.

Наша задача - раскрыть талант каждого студента и помочь ему самореализоваться, подготовить выпускника к тому, чтобы он легко и уверенно начал трудиться на любом производстве, даже самом сложном и высокотехнологичном. Мы не просто обучаем специалистов - мы формируем будущих лидеров инновационной промышленности.