Верните форточки
За отсутствие форточек раскритиковал современные дома дизайнер Артемий Лебедев. По его мнению, это лишает жителей комфорта. Что еще стоило бы вернуть в новостройки из зданий советских и досоветских времен, мы расспросили экспертов.
Форточки
Форточки - потрясающее изобретение, рассуждал Артемий Лебедев на проходившей недавно в Екатеринбурге выставке 100+ TechnoBuild. Ее можно открыть на любое количество сантиметров - так, как жителю комфортно. Тогда как створка современного пластикового окна откидывается только целиком и на фиксированное расстояние. А этого может быть слишком много, в квартире становится холодно, жителям неудобно. Системы микропроветривания, по его мнению, не решают проблему. "Получается, мы не можем сделать то, что было у наших бабушек и дедушек для комфортной жизни", - считает Лебедев.
По мнению других экспертов, есть еще целый ряд "опций", потерянных в современных домах.
Окна и подоконники
Среди решений, которые можно было бы вернуть в современные новостройки из старого жилого фонда, - это, например, окна в стенах между санузлом и кухней, считает ведущий дизайнер сервиса Rerooms Ирина Сачек. Доступ естественного освещения всегда кстати, говорит она.
Также ранее в кухнях и спальнях встречались окна, расположенные под потолком. По мнению Ирины Сачек, это позволяло более рационально расставить мебель.
В новостройках не хватает широких подоконников, считает гендиректор компании KEY CAPITAL Ольга Гусева. Раньше они были функциональными: на них можно было выращивать цветы, расставлять книги или использовать их как рабочую зону. Сегодняшние узкие подоконники в основном декоративны и не так полезны.
Естественный холодильник
Было бы удобным устройство естественного холодильника на кухне, считает Сачек. Это дает возможность использовать природный холод в случае отключения электроэнергии или просто из экономии, когда жильцы пользуются услугами общепита.
В давно построенных домах шкафчики-холодильники устраивали под подоконником кухонного окна. В холодное время года продукты охлаждались за счет более тонкой в этом месте наружной стены.
Большие прихожие и маленькие спальни
Можно, по мнению экспертов, усовершенствовать и планировки квартир. Во многих новых квартирах не хватает больших прихожих, какие были в домах-"сталинках", отмечает Ирина Сачек. Если в квартире семья с детьми, то утром в маленькой прихожей всегда шумно, тесно, трудно "рассредоточиться" и начать день с позитива. Кроме того, в прихожей почему-то исчезла ниша для гардероба - в новостройках их приходится "выстраивать", вспоминая бабушкину квартиру, говорит дизайнер.
В советских домах нередко встречались многокомнатные квартиры, более удобные для больших семей - со сравнительно компактными помещениями, говорит управляющий директор компании "Метриум" Руслан Сырцов. Такие варианты позволяют одновременно сэкономить и выделить отдельную комнату каждому ребенку. Сейчас сложилось скептическое отношение к маленьким помещениям, но иногда подобные форматы оправданны.
Еще один минус большинства новостроек - отсутствие балконов и лоджий, считает он. Между тем эти пространства улучшают инсоляцию и идеально подходят для отдыха на свежем воздухе в пределах квартиры.
Кладовки
Решение, которое сегодня встречается все реже, а в советское время было практически повсеместным как минимум в хрущевках - наличие в квартире кладового помещения, говорит директор по продукту компании Mr.Doors Ксения Кузнецова. Это позволяло в свободном доступе хранить необходимые вещи (сезонные, к примеру), спортивный инвентарь, бытовую технику. Сегодня все чаще кладовки продаются отдельно от жилья и, как правило, располагаются в подвальных или цокольных этажах. Зачастую такие пространства не подходят для хранения там большинства вещей и тем более одежды, считает она.
В старых домах всегда было предусмотрено место для хранения вещей, что упрощало повседневную жизнь, говорит Ольга Гусева. Сейчас в новостройках таких решений практически нет, а количество вещей только растет. Необходимость в дополнительных зонах для хранения становится все более очевидной.
Проходные
По мнению Ирины Сачек, в новостройках были бы удобны сквозные подъезды - с выходами в противоположные локации. А на этаже стоило бы делать поменьше квартир. В старых домах их не более четырех на этаж, от этого в подъезде безопаснее и чище, считает она.
Сегодня такая невысокая плотность (когда на одном этаже размещалось всего четыре квартиры в двух "карманах") стала редкостью и встречается в основном в премиальных комплексах, соглашается Руслан Сырцов. А это давало большую приватность.
Шумоизоляция
В сталинских домах стены были значительно толще, что не только обеспечивало лучшую звукоизоляцию, но и регулировало микроклимат в квартире, говорит Ольга Гусева.
Сегодня многие жалуются на тонкие стены и плохую изоляцию.
В большинстве советских домов, даже панельных, межквартирные стены делали несущими. Шумоизоляция в них легко совершенствуется путем переноса розеток, добавляет Руслан Сырцов.
Юрий Виссарионов, первый вице-президент Московского отделения Международной академии архитектуры, член правления Союза московских архитекторов
- В современных домах исчезли не только форточки, балконы и вообще все вспомогательные помещения - исчезла в целом специализация помещений. В "Собачьем сердце" профессор Преображенский кушал в столовой, а спал в спальне. Сегодня комфорт проживания обеспечивается наличием только спального места и места готовки пищи. В ячейках по 15 метров исчезла жилая функция, она делегирована в гибридные общественные пространства. В жилье исчезает жилая функция длительного пребывания.
На российских дорогах появилась музыкальная разметка. Об этом рассказал в своем Telegram-канале вице-премьер Марат Хуснуллин. Первая в России звучащая разметка была нанесена на трассе М-11 "Нева" (платная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом) в районе 653 км (Тосненский район Ленинградской области). Сотрудники компании "Автодор" сделали здесь поперечные шумовые полосы с музыкальным эффектом. Теперь при проезде с разрешенной скоростью там можно услышать хорошо знакомую мелодию - "Калинка-малинка".
Как и шумовые полосы, такой участок не даст водителям заснуть за рулем, побудит сконцентрироваться на дороге - например, при приближении к аварийно опасному участку, и будет служить важной цели - снижению аварийности, отметил вице-премьер.
Пока эксперимент проводится на одном участке, но при положительном результате музыкальную разметку нанесут и на других скоростных дорогах, добавил Хуснуллин.