"Повышение ключевой ставки было ожидаемым, хотя его шаг превысил прогнозы аналитиков. Решение Банка России обусловлено ростом инфляционного давления, которое вновь усилилось с началом осени. Плюс высокими инфляционными ожиданиями, а также ожиданиями роста заработных плат и самой ключевой ставки. Сегодняшнее повышение, вероятно, последним не станет", - заявил "РГ" доцент Института общественных наук Президентской академии (РАНХиГС) Андрей Челюскин.
По его словам, участники рынка лелеют надежду, что пик цикла роста ключевой ставки уже близок. "Говорить предметно об этом можно будет только после того, как у Банка России появятся макроэкономические данные, которые покажут устойчивый результат по борьбе с ростом цен и снижение инфляционных ожиданий", - пояснил он.
Пока регулятор не зафиксирует устойчивое снижение инфляции, смягчение денежно-кредитной политики маловероятно, подтвердила эксперт РЭУ им. Г. В. Плеханова Светлана Фрумина. В своем выступлении на пресс-конференции 25 октября глава ЦБ Эльвира Набиуллина указала на сохранение перегрева российской экономики, спрос на кредиты в корпоративном секторе и высокие инфляционные ожидания, перечислила она.
"Однако не все так просто. Сегодняшнее повышение ставки до 21% - это выше, чем было в 2022 году и максимум на 20-летнем интервале. Такой сценарий денежно-кредитной политики ставит Россию по величине ключевой ставки на 14 место наряду с Египтом, Суданом, Конго и Ираном. Одни из аргументов ЦБ РФ, которыми ЦБ объясняет повышение ставки, стали дополнительные бюджетные расходы в этом году. Но именно они позволяют сохранять жизнеспособность российской экономики при завышенных процентах по кредитам. Без государственной поддержки мы будем наблюдать сокращение выпуска в ряде отраслей и существенное охлаждение экономики", - заметила Светлана Фрумина.
При этом доля государственных расходов в ВВП в России составляет порядка 37%, в то время как в Германии этот показатель выше 48%, в Италии - 50%, Польше - 49%, напомнила эксперт. "С точки зрения финансовой политики государства эти расходы вполне оправданы и целесообразны. А жесткость ДПК, помимо прочего, включает бюджетные механизмы и обеспечивает перемещение финансовых потоков в приоритетные для государства сферы через льготные кредиты. Это особенность той ситуации, в которой мы находимся", - подчеркнула она.
Банк России не только поднял ключевую ставку сразу на 2%, но и признал, что не сможет добиться своей цели по инфляции в 4% в следующем году, отметил экономист, автор проекта bitkogan Евгений Коган. Прогноз по темпам роста цен на 2025 год повышен регулятором до 4,5-5%.
"ЦБ явно дал понять - мы еще не закончили. Слова "Банк России допускает возможность повышения" - это жесткий сигнал. То есть Центробанк прогнозирует еще одно повышение. Также в ЦБ отмечают, что риски остаются смещенными в сторону еще большего роста инфляции. В 2024 году прогноз средней ставки подняли до 17,5%. Это означает, что Центробанк готов поднять ставку до 22% в декабре. В следующем году не легче: регулятор поднял прогноз по ставке на 3-4% до 17-20%, а в прошлом прогнозе было 14-16%. В 2026 году также выше на 2% - до 12-13%. То есть к низким ставкам ЦБ планирует возвращаться очень нескоро. А на ближайшем заседании в декабре с высокой вероятностью мы получим еще одно повышение до 22%", - объяснил Коган.
Повышение ключевой ставки до 21% годовых - далеко не предел, а пиковое значение может оказаться гораздо выше, заявила "Российской газете" декан экономического факультета РГГУ Наталья Сопилко.
"Думаю ставка вырастет как минимум еще на 3-4% и затем выйдет на плато, после чего начнется снижение. Случится ли замедление инфляции? Думаю, да, по крайней мере сдерживающий эффект ставка окажет, но не сразу. Эффекта нужно будет подождать. Полагаю, второй квартал 2025 года станет в этом отношении показательным", - заключила она.