В "Остафьево" открылась выставка плакатного искусства времен Гражданской войны

В музее-заповеднике "Остафьево"-"Русский Парнас", что в ближайшем Подмосковье, открылась выставка шедевров плакатного искусства времен Гражданской войны. Отсюда и название проекта - "Красные и белые". Но сразу надо сказать, что выставка эта примиряющая, и, прежде всего, она примиряет с мыслью, что плакаты - это тоже часть культуры, которая нашим недавним предкам "строить и жить помогала". Как песня. Неслучайно строчки из песен, частушек и стихотворного фольклора нередко попадали на плакаты.
Музей-заповедник "Горки-Ленинские"

"С помощью наиболее ярких образцов агитационного искусства мы показываем многоцветную картину меняющегося каждый день мира глазами всех участников гражданского противостояния, - объясняет куратор проекта Светлана Генералова, которая представляет "Горки-Ленинские", где хранится самая большая в стране коллекция политических и бытовых плакатов революционных лет.

И все же почему плакат стал популярным? Все дело в традиции. Невооруженным взглядом в лучших агитках Гражданской войны можно разглядеть художественные приемы иконописи, лубка, журнальной карикатуры. Из нового же были особые приемы: динамизм и лаконичность формы, образная и цветовая символика.

Один из главных эксклюзивов выставки - плакат Михаила Черемных "Так больше на будет", лучший и до этого нигде не экспонирующийся прообраз политического комикса. Он создан в 1919 году, тогда же Черемных предложил издавать сатирический журнал-плакат с рисунками и стихами на актуальные политические темы и вывешивать его в витринах магазинов. Так появились "Окна РОСТА".

Художнику Черемных почти тут же "отвечает" неизвестный автор плаката из Архангельска "От Временного Правительства Северной области. Что обещали большевики и что они дали народу". Лист с резкой критикой Советской власти, которую другие авторы в своих работах называют Совдепией: "Возрождение мужского костюма из шерстяной ткани в Совдепии", "Хлебная монополия в Совдепии".

Если бы в те годы существовали социальные сети, то эти состязания наверняка бы назвали "плакатными батлами", и аудитория их просмотров точно была бы многомилионной, ведь и темы здесь самые острые, и география самая обширная - от Омска до Петрограда, от Харькова до Астрахани, от Москвы до Курска. Печатные станки практически не останавливались - время требовало от художников сиюминутной реакции.

Фото: Музей-заповедник "Горки-Ленинские"

Время и сегодня требует ярких образов и понятных лозунгов, но не только поэтому выставка "Красные и белые" своевременна. В ее драматургии - смыслы более близкие. Например, о том, что при полярном противостоянии "мы-они", "тогда-сейчас" на первый план истории выходят творцы, определившиеся с тем, на чьей они стороне.

Сегодня же и те, и другие мирно существуют вместе и помогают нам найти ответы на сложные вопросы истории, считает директор музея-заповедника "Остафьево"-"Русский Парнас" Андрей Лоскутов.

Какие еще мастера и образы запоминаются? Выпускник Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств и коммунист Фридрих Лехт своим плакатом откликается на тему батрачек и в 1923 году показывает, что "Освобождение работниц есть дело самих работниц". Редкий образец агитационно-просветительского плаката об отмене наемного труда.

Статуя рабочего с кувалдой, выполненная Лехтом, будет установлена в 1922 году на Красной площади к пятой годовщине Октябрьской революции. Позже на ее месте возведут мавзолей Владимира Ленина.

Выставка "Красные и белые" открыта до 24 ноября.