Что может предпринять МУС против Монголии за отказ от ареста президента России

Международный уголовный суд (МУС) пригрозил Монголии последствиями за отказ исполнить ордер на арест президента России Владимира Путина во время его недавнего визита в Улан-Батор. "РГ" попыталась разобраться, что именно может предпринять суд против Монголии, подписавшей Римский статут, который является основополагающим документом организации.

Последнее заявление судей МУС использует грозный тон, но без конкретики в последствиях: "Принимая во внимание серьезность отказа Монголии от сотрудничества с судом, палата сочла необходимым передать этот вопрос на рассмотрение Ассамблеи государств-участников". "После этого Ассамблея должна принять любые меры, которые она сочтет необходимыми", - заявил ранее официальный представитель суда Фади эль-Абдалла.

Сам МУС не располагает собственной исполнительной структурой или полицейскими силами, поэтому страны-участницы обязываются самостоятельно соблюдать Римский статут, в том числе задерживать на своей территории подозреваемых, по отношению к которым выписан ордер на арест. Но реальных инструментов для воздействия на власти страны, которая отказалась исполнить ордер на арест, выданный МУС, у этой организации нет, поясняют опрошенные "РГ" юристы.

У МУС нет инструментов для воздействия на страны за отказ исполнить ордер суда

Санкции МУС как организация тоже вводить не может, такие решения его страны принимают самостоятельно.

Более того, решения этого органа уже игнорировались подписантами статута без каких-либо последствий для них: в 2015 году лидер Судана Омар аль-Башир, на арест которого был выписан ордер МУС, посетил ЮАР, которая подписала Римский статут.

Россия, точно так же, как, например, США или Израиль, не является членом суда и не ратифицировала Римский статут. Москва не признает его юрисдикцию. В Кремле называли "ордер" на арест президента страны "пустым и недействительным", а также заявили о том, что никакое внешнее давление не заставит отказаться от сотрудничества с партнерами России.

Напомним, МУС не входит в структуру органов ООН, ее главным судебным органом является Международный Суд (МС), который решает споры между государствами. Он-то как раз отклонил большую часть обвинений, которые Киев выдвинул в отношении Москвы практически сразу после начала СВО.

Как напомнил ранее вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев, Украина тоже присоединилась к статуту МУС, однако с оговоркой о том, что в течение семи лет после его вступления в силу Киев не признает его юрисдикцию в отношении граждан страны по преступлениям, предусмотренным статьей 8 (убийства, пытки, взятие заложников, нанесение ударов по гражданским объектам, использование запрещенных средств и методов ведения войны и пр). То есть, по сути, с точки зрения представителей Гааги, в Киеве выписали себе индульгенцию на совершение военных преступлений.