Ирина Рублева: Мы живем в разных частях света, говорим на разных языках, но миссия у нас одна - учить, воспитывать будущие поколения

...Пятизвездочный отель "Звезды Арбата". Самый центр Москвы. Здесь прошла третья Международная педагогическая конференция, посвященная проблемам современного образования, организованная столичной школой "Ника". На приглашение принять в ней участие откликнулись специалисты разных отраслей, с которыми в процессе обучения сотрудничают педагоги из Аргентины, Италии, Испании, Венгрии, Греции, Китая, Турции, Армении. Ну и, конечно, учителя - как московские, так и разных регионов России.

"Эта конференция для нас не реклама, не стремление показать, какие мы крутые, хотя ее проведение удовольствие не из дешевых, - рассказала корреспонденту "РГ" директор школы "Ника" Ирина Рублева. - Нам важно понять, как образование отвечает на вызовы времени, сравнить то, как и чему мы учим детей с тем, что делается во всем глобальном мире. Ведь хотя мы и живем в разных странах, говорим на разных языках, миссия у всех одна - учить, воспитывать будущие поколения. Взять лучшее у других и не потерять свое - вот наша задача".

Нынешняя конференция уже третья по счету, которую проводит "Ника". Многие из тех, кто участвовал в предыдущих двух, признавались в своих выступлениях, что идеи, которые они вынесли с них, помогали им весь прошедший год в практической работе. "Надеюсь, что и на этот раз новые наработки, которыми поделились участники конференции, прозвучавшие предложения о сотрудничестве, окажутся полезными всем российским педагогам, ведь разговор шел о проблемах, понятных и, как выяснилось, всех одинаково волнующих", - сказала "РГ" директор "Ники" по международному сотрудничеству Екатерина Лукьянова.

Взять хотя бы развитие олимпиадного движения, о котором рассказал проректор ФГБОУ МГУ Иван Алешковский. Он привел интересные цифры. Только 7 процентов школьников России участвуют во всероссийских олимпиадах лишь в одиннадцатом классе, что говорит об их желании поступить в вуз без конкурса. Большая же часть делают это, начиная с пятого класса. И не зря, оказывается. Судя по статистике, успеваемость у олимпиадников в вузах выше, чем у поступивших по итогам сдачи ЕГЭ. 88 процентов таких студентов учатся на "хорошо" и "отлично", а 23 процента - только на "отлично". Вывод однозначный - приобщать к олимпиадам нужно стараться как можно раньше. Есть о чем задуматься и вузам, считает Иван Алешковский: при наличии в стране 700 вузов участники олимпиад поступают только в 152, а 70 процентов вообще только в десятку ведущих университетов, в число которых входят НИУ "Высшая школа экономики", университет ИТМО, МГУ им. Ломоносова, МФТИ, Финансовый университет при правительстве России, Санкт-Петербургский университет, Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ", Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, Высшая школа экономики (Санкт-Петербург", МГТУ им. Баумана. Почему не идут в остальные - о них просто не знают или не доверяют их уровню образования?

Эдгардо Манзитти, генеральный секретарь Ассоциации частных школ ISA, генеральный директор школ Latam и член управления школы в Буэнос-Айресе, в которой он работает вместе с мамой, братьями и сестрами, поделился опытом, накопленным в постковидный период. По его мнению наиболее эффективно сейчас обучение в смешанном формате - онлайн и очного. "Все наши ученики хотят быть счастливыми и будущем иметь хорошую работу. Для этого им нужно помогать начать выбирать профессию не в выпускном классе, а значительно раньше, - говорил он. - И учить в школе не только разным предметам, но и здоровому образу жизни, финансовой грамотности,умению вести домашнее хозяйство".

Конечно же, шла речь и новых технологиях, перспективах, которые открывает использование искусственного интеллекта. В частности, ХаймэУбеда, дипломированный специалист МБА и МА в этой сфере из Испании, вспомнил, что его отец - инженер, еще в 80-е годы написал книгу, в которой шла речь о том, что искусственный интеллект - наука будущего. И сейчас сын полностью согласен с ним. "Искусственный интеллект меняет образовательный процесс и мы должны по максимуму пользоваться этим, - говорил он. - Проводить, например, с его помощью мониторинг успеваемости учащихся, сравнивать динамику в развитии каждого ученика. Для педагогов же ИИ еще и способ непрерывного самообразования, так как открывает доступ к самым разным знаниям, овладеть которыми каждому нереально. Например, я не могу знать всех нюансов криминалистики, но в нужный момент ИИ всегда поможет найти мне ответ на возникший вопрос".

По мнению Хаймэ Убеды, ИИ дает образовательным организациям и возможность использовать в своей работе преподавателей всего мира, которые могут проводить уроки онлайн из любого уголка мира: "Причем, это могут делать сейчас даже педагоги, которые прежде никогда не думали выходить на международный уровень, так как при переводе, который делает ИИ, владение другими иностранными языками важно, но уже не так глобально".

Во время кофе-брейка учительница математики из Воронежа Екатерина Волченко поделилась с корреспондентом "РГ" впечатлением от выступления Хаймэ Убеды: "В своей работе я тоже активно использую ИИ. Но этот спикер впервые заставил меня задуматься над тем, что ИИ в работе педагога может не только помогать, но и мешать. Например, готовясь к классному часу, сейчас мне достаточно нажать на кнопку и узнать, какие идеи можно вынести на классный час вместо того, чтобы подумать самой, что в данный момент интересно и важно моим ученикам. Так ведь можно и совсем разучиться думать".

Ирина Рублева в работе с ИИ видит и другую опасность: "Сидя за компьютерами, люди невольно становятся, образно говоря, машинами - они утрачивают способность радоваться, сопереживать. Наши зарубежные коллеги давно работают над темой эмоционального интеллекта. Нам прежде казалось, что у нас с этим все в порядке, но теперь очевидно: проблема существует и у нас. И нужно воспользоваться методиками и наработками, которые уже существуют за рубежом".

Почти все выступающие говорили о важности привить ученикам понимание, насколько мир вокруг них разный - разные люди, разное время, разный климат, разные традиции. Даже не принимая что-то, важно с этим считаться. Ведь выйдя из стен школы, дети могут продолжать учиться, а потом и работать в самых разных странах, у них может быть и международный брак. По мнению Карлы Амеды, преподавателя итальянского языка в посольстве Италии в Ереване, время диктует и необходимость более широкого понимания инклюзивного образования: "Оно нужно не только детям с особенностями. Инклюзив в наши дни - это индивидуальный подход, который нужен всем ко всем - к бедным и богатым, христианам и мусульманам, людям с зелеными и синими волосами.... Мир глобальный и отличия в нем не должны пугать, поскольку на самом деле - это дар".

В Москве же итальянку поразил очень высокий уровень реставрации: "Я восхищена, как архитекторам удается поддерживать город в таком хорошем состоянии на протяжении многих столетий". А Хаймэ Убеда признался: "Я первый раз в России, вчера погулял по городу и понял: я обязательно скоро вернусь сюда, чтобы по настоящему насладиться его красотой".